В ближайшее время специалисты управления персонала Внешэкономбанка (ВЭБ) начнут тестировать сотрудников госкорпорации на соответствие ценностям, которые были утверждены в рамках обновленной стратегии. Об этом рассказал председатель ВЭБа Сергей Горьков. Он лично утвердил шесть основополагающих ценностей. Среди них, в частности, присутствует патриотизм. Это новый критерий в корпоративном управлении, отмечают эксперты. В конце прошлого месяца ВЭБ презентовал обновленную стратегию, которую в феврале рассмотрит Наблюдательный совет госкорпорации. Для реализации новой бизнес-модели, отмечается в документе, Внешэкономбанку нужно сильно измениться внутри. В частности, нужны новые компетенции и ценности. Как рассказал на презентации стратегии Сергей Горьков, он уже утвердил новые ценности и в ближайшее время HR-служба корпорации начнет тестировать сотрудников на соответствие им. И только те люди, которые соответствуют утвержденным критериям, смогут работать в новой команде. Ценностей шесть. Первая — развитие. В стратегии поясняется, что для реализации задач по трансформации ВЭБ и внедрения передовых решений требуются люди, которые видят непрерывное развитие корпорации и саморазвитие как ценность. Развитие включает также готовность к переменам и умение учиться на своих ошибках. Вторая — лидерство. Это необходимо, чтобы сотрудники брали на себя ответственность за результат, обладали инициативой. Третья — партнерство. Как указывается в стратегии, она означает глубокое понимание бизнеса и потребностей клиента, а также умение вместе с ним создать полноценное решение. Партнерство в то же время означает умение сотрудников ВЭБа отстаивать интересы госкорпорации. Четвертая — команда. В связи с переходом на проектный принцип работы ВЭБ считает, что важно работать в команде, что означает «взаимопомощь, взаимовыручку, отсутствие формализма, умение слушать, конструктивный подход». Пятая — честность. Поскольку ВЭБ работает с огромными финансовыми ресурсами, доверенными государством и инвесторами, поясняется в стратегии, эта ценность принципиальна для сохранения доверия, профессиональной этики и прозрачности. «Мы не оставляем места коррупции», — декларируется в обновленной стратегии. Шестая — патриотизм. Поясняется, что ВЭБ — не просто банк и должен не только обеспечить возвратность и доходность средств, но и максимальный позитивный эффект от инвестиций для экономики России. «Мы гордимся тем, что наша работа делает страну лучше», — подчеркивается в обновленной стратегии. «Наши ценности не станут плакатом на стене, мы будем жить в соответствии с ними. Мы сделаем так, чтобы в ВЭБе работали только те люди, которые разделяют наши ценности», — говорится в документе. Эксперты считают, что разработка ценностей — правильный подход для компании, которая ценит свои бизнес и реноме. — Управление по ценностям — это наиболее мощный и эффективный инструмент управления человеческими ресурсами, очень продвинутый инструмент. Его могут эффективно использовать компании, которые выстроили более или менее целостную систему управления человеческими ресурсами, то есть создали стратегические цели и задачи, — заявила профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова. Организационный консультант, HR-практик, член НП «Эксперты труда» Екатерина Хромушина согласна, что ценности, встроенные в кадровую политику, являются показателем ее развитости и они обязательны в глобальных компаниях. Там, поясняет она, от соответствия этим ценностям зависит отбор персонала, вознаграждения и т.п. В России также есть компании, особенно в нефтяном и телекоммуникационным секторах, которые используют политику ценностей. — Ценности могут декларироваться, однако они необязательно прописываются в стратегиях. Например, могут быть просто моральными правилами. Также их иногда прописывают в Кодексе корпоративного поведения в качестве компетенций. Есть исследования, которые показывают, что наличие реальных ценностей повышает эффективность деятельности компании, — говорит эксперт. Екатерина Хромушина не смогла вспомнить, чтобы в международной практике или в нашей стране среди ценностей фигурировал патриотизм. — Я такое вижу впервые, — призналась Екатерина Хромушина и добавила, что не совсем ясны критерии, по которым будет оцениваться это качество. Руководитель группы трудового и спортивного права юридической фирмы ЮСТ Александр Ксенофонтов высказал недоумение относительно тестирования на патриотизм. — Есть некоторые положения, которые нельзя рассматривать как юридические нормы, обязанности работника. Патриотизм — это принцип, социальное чувство. Поэтому, на мой взгляд, основным недостатком в этих нормах является их неопределенность, нечеткость, — полагает юрист. Елена Яхонтова пояснила, что каждая компания реализует такие практики и принципы по-своему, адаптируя под свои глобальные стратегические цели. По ее словам, тестирование — сложная система оценки, которая основана не только на личных оценках соответствия, но и на опросах руководителей, коллег. Система ценностей есть не только у ВЭБа. Отражена она и в стратегиях, например, Сбербанка (где до ВЭБ работал Сергей Горьков) и ВТБ. Например, в Сбербанке ценности формулируются так: «я — лидер», «мы — команда», «всё — для клиента». В ВТБ — «доверие клиентов», «надежность», «открытость», «универсальность», «наша команда». — Меня смущает одно: если в компании останутся только те, кто соответствуют описанным критериям, то это странно. Ведь обычно такие ориентиры используются не для оптимизации кадров, — отметила Елена Яхонтова. По ее мнению, надо острожно использовать эти инструменты, чтобы не дискредитировать действительно нужную и эффективную практику корпоративного управления. Однако юрист Александр Ксенофонтов считает, что большинство из этих принципов можно рассматривать как правила внутреннего трудового распорядка и требовать их исполнения. За неисполнение же можно привлекать к ответственности, уточнил юрист.