Южный Урал: машиностроители — «ужимаются», металлурги — «на плаву»

С целью оптимизации производственных площадей основной сборочный конвейер на Челябинском тракторном заводе перенесли в цех, где раньше собирали танки. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил один из сотрудников ЧТЗ-УРАЛТРАК. Из основного конвейерного цеха (МСЦ 7), в котором было расположено главное тракторное производство, станки, оборудование перенесли в другие цеха. Часть средств производства были переведены на моторный завод ЧТЗ, львиная доля «ушла» в СКБ-2 и на производство мощных тракторов для стапельной сборки. Подтвердил оптимизацию и генеральный директор ЧТЗ Вячеслав Юматов. «Перебазирования тракторного производства в западную часть заводской территории, позволит не отапливать в зимний период избыточные площади, неся расходы на их содержание», — сообщил управленец в интервью изданию Chelyabinsk.ru. Факт уменьшения производственной площади в 4 раза без внедрения современных технологий высокой производительности никак не предполагает существенного роста выпуска продукции. Вновь организованный конвейер может выдать до 2000 тракторов в год. Но это лишь только планы. Реальность такова, что к примеру, в 2008 году ЧТЗ-Уралтрак собрал 2177 различных единиц техники на производственной площади 400 тысяч квадратных метров. Напомним, максимальное количество машин ЧТЗ выпустил в 1988 году — с конвейера сошло 31,5 тыс. тракторов. За 20 лет огромный завод сократил выпуск своей продукции в постперестроечный период более чем в 15 раз. На предприятии-конкуренте, заводе ДСТ-Урал, заявляют, что потребность на рынке сейчас ограничена и сильно отличается от Советской эпохи. Так считает коммерческий директор предприятия Евгений Калашников. «У нас нету такого падения, мы шли обратным путем, с нуля создан завод на высокотехнологичных принципах, и с точки зрения производственного цикла, и с использованием роботов, и современных принципов производства», — сказал производственник. По данным предприятия ДСТ-Урал, выпускаемая им продукция замещала в большей степени не продукцию ЧТЗ, а изделия китайских производителей. Некоторые специалисты Челябинского тракторного завода, в кулуарных беседах также заявляли, что сравнивать объем производства прошлых лет и в нынешнее время — не совсем корректно. Техника прошлых десятилетий была менее производительная и менее комфортабельная для оператора. Нынешние модели используют более производительные агрегаты и эффективные гидравлические системы, да и надежность машин в целом выросла, поэтому, возможно, их и требуется меньше. На других предприятиях промышленности положение относительно благополучнее. На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ), одном из крупнейших в России по производству труб различного диаметра, в настоящее время стабильно загружены мощности. Предприятие в апреле 2016 года с компанией-оператором газопровода Nord Stream 2 AG заключило контракт о поставке труб большого диаметра (ТБД) для строительства двух ниток газопровода «Северный поток-2». ЧТПЗ намерен изготовить около 600 тыс. тонн труб с антикоррозионным покрытием по внутреннему и внешнему диаметру. Продукция уже производится в цехе ЧТПЗ «Высота 239», и будет отгружаться до июня 2018 года. Кроме «Северного потока-2», Россия, «утверждаясь в качестве «энергетической державы», намерена расширять сеть газотранспортных трубопроводов, а значит работа предприятий по производству основного деталей для строительства трубопроводов будет востребована. И в предыдущие годы периода СССР, Челябинский трубопрокатный завод поставлял трубы большого диаметра для постройки трубопроводов по переброске энергоносителей от мест извлечения к потребителям. В советской, достаточно передовой и высокотехнологичной промышленности, ЧТПЗ был также лидером. Предприятие изготавливало трубы, которые использовались при строительстве трубопроводов: «Дружба», Бухара — Урал, Уренгой — Помары — Ужгород, Сургут — Полоцк, «Сияние севера», Восточная Сибирь — Тихий океан, «Балтийская трубопроводная система», Бейнеу — Шымкент. В 2000-х ЧТПЗ стал внедрять новые производственные принципы. Такие, например, как — концепция «Белая металлургия», в рамках обоснования стратегии устойчивого развития. По этой концепции современное производство в отрасли черной металлургии, благодаря внедрению производственной культуры, высокого качества производимой продукции, экологической безопасности и соответствующей квалификации сотрудников, должно избавиться от «устойчивых в прошлом стереотипов о том, что работа с металлом традиционно относится к «черным», грязным производствам». Подобная ситуация на другом крупном предприятии Челябинской области — Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК). Советское прошлое предприятия в целом можно назвать героическим и по историческому вкладу и по экономическим и производственным достижениям. В постсоветское время продукция ММК также пользовалась спросом, но комбинат пошел дальше и стал развиваться за счет модернизации производства, для ответа на потребности рынка. Скорее всего сказалось внимание к промышленному гиганту из московских правительственных кабинетов, благодаря чему ММК, поняв конъюнктуру рынка, а главное политику кабинета министров (особенно в бытность премьер-министром Путина), стал перестраивать производственные мощности, и политику управления сбыта продукции. Была проинвестировано в модернизацию производства. Закуплено и установлено немецкое оборудование. Запущен стан 2000. ММК стал поставлять металлопрокат для автомобильной промышленности. Был запущен стан 5000, расширен ассортимент выпускаемой продукции. Однако модернизация производства ММК не была лишь с положительным эффектом для жителей города. Магнитогорск остается моногородом, с сильной зависимостью от положения дел на ММК. За период с 2000 по 2015 годы численность работников сократилась вдвое, — с 36 тыс. до 18 тыс. Ситуация на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) несколько другая. Причина в непростом финансово-экономическом положении. Но несмотря на трудности ЧМК также осуществляет модернизацию производств, расширяет линейку производимой продукции. Численность работников на ЧМК сохраняется, в том числе благодаря пристальному вниманию руководства Челябинской области. Попытки массовых сокращении в 2015—2106 годах были сведены к точечным высвобождениям персонала. В настоящее время предприятие работает в стабильном режиме.