Свободная цена. Почему в омских маршрутках меняется стоимость проезда? 

Свободная цена. Почему в омских маршрутках меняется стоимость проезда?
Фото: АиФ-Омск
Предприниматели отреагировали на недавнее сообщение департамента транспорта о разрыве договоров с перевозчиками, не заменившими «газели» на более вместительный транспорт. Это требование, согласно договору, должны были выполнить ещё до 1 апреля 2016 года, но бизнесменам дали отсрочку в связи с тяжёлым финансовым положением. О том, что стало камнем преткновения во взаимоотношениях власти и перевозчиков, читайте в материале «АиФ в Омске».
«Валютные» колебания
«Вы бы хоть таблички снаружи вешали, сколько проезд у вас стоит! То 25, то 22 рубля, договорились бы уже между собой! Может быть, у кого нет 25-ти, — возмущена пассажирка маршрутки Тамара Пирогова. — Никакой информации нет, везде приходится спрашивать. Если уж начали за 22 возить, то возите все».
В департаменте транспорта согласны с негодованием горожан. Специалисты напоминают, что ещё месяц назад предприниматели не собирались снижать стоимость проезда. Они считали цену 25 рублей оптимальной. И вдруг ситуация кардинально меняется: без видимых изменений на рынке перевозчики снижают стоимость проезда до 20-22 рублей».
Чиновники с иронией спрашивают: а есть ли гарантия, что цены не будут меняться каждый день и дальше? Получается, что обязательства перед пассажирами не соблюдаются. Более того, предприниматели не могут регулировать ценовую позицию в рамках одного маршрута: на линии могут быть машины, в которых с одинаковой вероятностью вам придётся заплатить 20, 22 и 25 рублей. При этом, как отмечают в мэрии, добросовестные перевозчики и муниципальные предприятия продолжают перевозить пассажиров по стоимости, определённой горсоветом, и не планируют резких колебаний. Чиновники не понимают, как частникам удаётся возить людей по цене ниже себестоимости. В РЭК  свои тарифы защитили семь частных перевозчиков, работающих в маршрутной сети областного центра. И минимальный тариф одной поездки был просчитан на уровне 23,56 руб.
Так как предпринимателям удаётся возить пассажиров за 20-22 рубля? Никто не поверит, что частник будет работать себе в убыток. А значит, перевозчикам, снизившим цену, приходится экономить на затратах, которые следовало направить на обслуживание автомобиля, поддержание его технического состояния и создание условий безопасности движения. Плюс к этому такие участники рынка нарушают трудовое законодательство и не заключают договоры с водителями. Снижение стоимости проезда направлено на подрыв работы муниципальных предприятий и добросовестных перевозчиков. Это даёт определённые возможности нелегальным частным перевозчикам продолжать зарабатывать.
«Но не стоит забывать о будущем. Закон позволяет частнику работать по любой стоимости проезда: хоть 30, хоть 40, хоть 50. Через два-три года, если не станет муниципальных предприятий и добросовестных перевозчиков, часть предпринимателей могут воспользоваться этой ситуацией», — прогнозируют в дептрансе.
Воля сильного
Сами бизнесмены говорят, что ни о каких ценовых войнах на рынке говорить не приходится. В данный момент происходит вытеснение легальных участников и нарушается закон о конкуренции.
Владимир Геворгян
«С приходом нового руководителя департамент транспорта превратился из организатора перевозок в карающий орган. Сам процесс нашего диалога закончился, и мы превратились в слушателей, которым диктуют волю, — уверен Владимир Геворгян, председатель НП СРО «Омские перевозчики». — Я когда-то говорил, что муниципальный транспорт — священная корова, а сейчас получается, что он вообще где-то выше бога. Он как хочет, так и работает. Какого хочет пассажира, такого и забирает. Муниципальный транспорт работает на самых выгодных маршрутах и собирает тех пассажиров, которые могут заплатить», — высказывается руководитель СРО.
В качестве примера Геворгян приводит ситуацию с расторжением договоров с 53 перевозчиками, которые якобы работают автомобилями марки «Газель». На одном из его маршрутов «газелей» нет уже больше восьми месяцев. Они числятся по документам, потому что перевозчик не успел заменить эти сведения, но в линию выходят автобусы марки ПАЗ. Тем не менее по формальным основаниям договор с предпринимателем все-таки расторгли.
«За последние три года лично я купил 79 автобусов различных марок. В декабре купил 22 автобуса, заплатив 30% первоначального взноса — 12 млн руб. Но сейчас пришлось приостановить платежи и повременить с приобретением полной партии машин. Потому что я вижу, что на рынке разные правила игры. Определённым компаниям, которые работают в партнёрстве с муниципальными предприятиями, можно демпинговать. Они работают без конкурсов. Мы спрашиваем, почему для них не объявляется конкурс, и не получаем ответа. И не важно, сколько они налогов платят. Это всё равно что считать наркодилера в смокинге хорошим, потому что он в смокинге. В такой ситуации участникам рынка ничего не остается, как реагировать. В частности мы, подаём жалобы в суды и , а также вынуждены снижать цену проезда», — поясняет свою позицию председатель СРО «Омские перевозчики».
Бабушки хотят комфорта
Участники рынка сетуют, что во времена предыдущих руководителей департамента транспорта они поверили, что устанавливаемые правила игры на рынке останутся надолго. Перевозчики, которые выигрывали конкурсы, подписывали договоры до 2019 и даже 2023 года. А потом некоторые из них узнали, что департамент одномоментно сокращает 27 маршрутов, планирует избавляться от «газелей». В итоге, несмотря на то что у предпринимателей есть все документы, некоторые стали считаться нелегалами.
Михаил Локотков
«Нам предлагали участвовать в конкурсе, становиться легальными перевозчиками и в рамках закона организовать перевозку пассажиров. Было сказано: «Меняйте „Газели“ на автобусы типа , дальше на большие автобусы, — вспоминает Михаил Локотков, перевозчик. — Я понимал, что эти правила игры устанавливаются на долгие годы, в их рамках необходимо работать. Политика, которая проводилась Олегом Осинским (бывшим директором департамента транспорта. — Ред.), только сегодня дала результат. из „Газельска“ превратился в цивилизованный город. У нас по улицам ездит шикарный транспорт. Только с нами может конкурировать. Мы год назад считали, что вложения достигли уровня 2 млрд руб., сегодня уже больше. Сейчас я уже не покупаю новые автобусы. Дай бог то, что купил, пристроить, чтоб они возили пассажиров. Мы взяли транспорт в лизинг до 2021-го года. У нас есть право осуществлять перевозки в Омске до 2019 года. Почему что-то нужно менять и уходить с рынка?»
Между тем в последние годы рынок транспорта очень сильно изменился. Сегодня многие омичи ездят на личных автомобилях. Виталий Торопов, руководитель транспортной компании, объясняет, что пенсионеры и дети — основные категории пассажиров общественного транспорта.
Виталий Торопов
«Они тоже хотят ехать с комфортом. Важно, чтобы было тепло в салоне. А если автобус забьётся под завязку, то пожилым людям тяжело будет, состояние здоровья не позволяет так ездить, — рассуждает Виталий. — Многие говорят, что от «газелей» нужно принудительно отказываться. Но я уверен, что они и так уходят. Перевозчики давно не берут их на маршруты. Мы считаем, что в городе необходим новый качественный транспорт. Люди должны в чистом автобусе ехать, а не в старом грязном, захламлённом».
От редакции. Конкуренция, по идее, должна привести только к хорошему для пассажира: и льготник, и владелец проездного должны быть одинаково желанны для владельца автобуса — и не важно, частный он или муниципальный, большой или маленький. Но не выйдет ли по старому принципу «Хотели как лучше, а получилось как всегда»? И не взлетит ли до небес цена проезда после того, как (возможно) частники демпингом таки «съедят» муниципалов? Пока эти вопросы — без ответов.
Официально
Принципиально новая
«Стратегия, которую сейчас реализует департамент транспорта, не является новой. Мы к ней шли с 2013 года. На сегодня рынок перенасыщен. Есть огромное количество дублирующих маршрутов, которые мешают друг другу работать. Организуются заторы на магистралях из-за слишком большого количества автобусов малого класса. При этом автобусы среднего и большого класса не загружены должным образом, ездят практически полупустыми. Нам необходимо разгрузить дорожно-транспортную остановку и обеспечить качественными перевозками омичей, — уверяет Алексей Мартыненко, директор департамента транспорта. — Следующим нашим этапом станет формирование принципиально новой маршрутной сети. Работа должна быть окончена осенью 2017 года. В рамках концепции мы планируем определить необходимое количество подвижного состава, которое требуется для осуществления комфортных перевозок на территории Омска. Предпочтение будет отдано автобусам большой вместимости. Трамвайная и троллейбусная сеть останутся без изменения».
Вред для конкуренции
Андрей Хомишинец
«Мы находимся на рынке, и нас закон не обязывает иметь фиксированную цену проезда, — объясняет Андрей Хомишинец, генеральный директор транспортной компании. — Не секрет, что ранее нам было сделано предложение, от которого мы не смогли отказаться. Была поднята цена проезда до 25 рублей. Но рынок есть рынок: ситуация изменилась. Тем более что понижение стоимости проезда на сегодня не приводит к снижению выручки предпринимателей, а скорее увеличивает её.
Однако хотелось бы обратить внимание, что на тех 27 маршрутах, которые попали под сокращение, были в том числе те предприниматели, которые исполнили все условия договоров: заменили «газели» на новый и более вместительный транспорт, стабильно работали на рынке. Причём благополучателем от отмены коммерческих маршрутов стал определённый частный перевозчик. На наш взгляд, это нарушение закона о конкуренции».
Нужны стандарты
«От всех участников рынка пассажиры вправе ожидать качественной, культурной и безопасной работы. Время на решение насущных задач в транспортной сфере было упущено ещё 10-15 лет назад. На уровне и  не была разработана стратегия развития общественных перевозок в стр