Войти в почту

"Зритель получает 100 каналов почти даром, а смотреть ему нечего"

Блицинтервью О ситуации на рынке платного ТВ "Ъ" рассказала гендиректор Viacom International Media Networks в России и СНГ ЕЛЕНА БАЛЬМОНТ. -- В России уже несколько платных телеканалов с сериалами, зачем вы запускаете еще один? -- Интерес к западному продукту растет, при этом в эфире общедоступных каналов его стало меньше. Люди разворачиваются в сторону лицензионного контента, и платное ТВ -- ответ на эту потребность. -- Как вы отбирали контент? -- Сначала мы хотели запустить канал с ретроконтентом и показывать такие сериалы, как "Полиция Майами" или "The Fresh Prince of Bel-Air" с молодым Уиллом Смитом. Но фокус-группы разрушили эту теорию, когда зритель увидел SD-картинку из 1980-х, эту моду, шуточки и этот темп, достаточно медленный по сегодняшним меркам. В итоге мы отобрали комбинацию хитов, таких как "Фарго" и "Острые козырьки", и сильных линеек для дневного программирования из таких сериалов, как "Lost" и "Suits". -- Удовлетворены ли вы темпами роста абонентской базы платного ТВ? -- Крупные операторы продолжают вкладывать в развитие сетей, и рост есть как в кабеле, так и в спутнике; в прошлом году "Ростелеком" и "Триколор" показали прекрасный результат. Но мы видим также ситуацию с ужасающими ценовыми войнами. -- Как они происходят? -- Россия на последнем месте среди 20 крупнейших стран по размеру ARPU платного ТВ, и в прошлом году зафиксировано его падение. Со стороны операторов мы не видим достойных движений, чтобы поднимать ценность каналов. Есть тенденция пакетировать базовый пакет дешевыми каналами, и зритель получает 100 каналов почти даром, а смотреть ему нечего, он разочаровывается и уходит. Из-за этого растет стоимость привлечения одного подписчика. У некоторых она составляет разумные 3 тыс. руб. на абонента, а есть компании, которые инвестируют в это 18-20 тыс. руб., при этом цикл "жизни" такого абонента в среднем 20 месяцев. То есть мы имеем дело с ценовыми войнами, высокой стоимостью привлечения подписчика и слабым базовым пакетом -- абонент уходит, оператор снова начинает инвестировать. Я не понимаю, где здесь бизнес. Эффективный подход -- удержание абонента и работа с качеством контента. -- Недавно Discovery ушел с "Триколора", упрекнув компанию в монополизме и выдвижении неприемлемых условий. Что можете сказать про свою ситуацию? -- "Триколор" очень много сделал для развития платного ТВ. Монополия бывает на всех рынках, и она никогда не была легкой. Нам что-то может не нравиться, но с "Триколором" мы работаем и научились с ними договариваться. -- После подорожания валют вы поднимали цены на контент? Как реагировали операторы? -- Падение рубля для нас было очень болезненным обстоятельством, ведь мы в долларах платим за контент и спутники. Но перевалить все на плечи оператора было бы невозможно. Мы все в одной лодке и старались найти решение, с каждым оператором договаривались индивидуально. -- Как компания оправилась после запрета размещать рекламу на каналах с западным контентом, принятого в 2014 году? -- По нам это больно ударило и стало серьезным поводом пересмотреть отношение к рынку. Но Viacom все взвесил и решил остаться. Сейчас у нас надежный российский партнер, который помогает делать бизнес. Модель монетизации строится на подписке, но мы развиваем и другие направления. Мы подписали сделку с Gazprom Media Digital на продажу рекламы на сайте Nickelodeon.ru. Другое направление -- лицензионный бизнес, когда мы продаем лицензию на производство нашей продукции -- например, детских игрушек. По итогам сентября 2016 года к 2015-му рост таких сделок составил 70%. Потрясающие показатели у Губки Боба и бренда "Щенячий патруль". Интервью взяла Анна Афанасьева