ВТБ планирует вдвое увеличить чистую прибыль
Группа ВТБ планирует в 2017–2019 гг. получить почти полтриллиона рублей чистой прибыли: 100 млрд руб. в этом году, 150 млрд в 2018 г. и 200 млрд руб. в 2019 г. Об этом говорится в обзоре UBS со ссылкой на презентацию группы. За девять месяцев 2016 г. группа заработала 34,1 млрд руб. по МСФО, данные за весь год она еще не раскрыла. Распределение чистой прибыли ВТБ в 2019 г. будет выглядеть следующим образом: порядка 45–50% придется на розничный бизнес, примерно столько же – на корпоративно-инвестиционный, еще около 5–8% – на средний, пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы банка. За девять месяцев 2016 г. (см. график) розница принесла группе 35,1 млрд руб., корпоративно-инвестиционный бизнес – 11,8 млрд руб., средний – убыток в 8 млрд руб. При этом по активам распределение иное: на корпоративно-инвестиционный бизнес приходится 55% активов ВТБ, на розничный блок – 22%, на средний бизнес – 6%, говорится в отчетности банка по МСФО. Такое распределение прибыли по сегментам связано, в частности, с тем, что дно кризиса в рознице было пройдено раньше, чем в корпоративном сегменте, объясняет аналитик БКС Ольга Найденова. Сейчас почти вся прибыль группы зарабатывается розничным подразделением, с другой стороны, деление на сегменты достаточно условно. При кредитовании корпоративного заемщика банк обязательно предлагает ему зарплатный проект, начинает кредитовать его сотрудников, поэтому здесь все взаимосвязано, указывает она. О планах по развитию розницы группа объявила еще при создании «Почта банка». Это объяснимо, поскольку во всем мире физические лица являются одним из ключевых источников фондирования для банков, говорит аналитик S&P Роман Рыбалкин. Кроме этого, продолжает он, последний кризис продемонстрировал устойчивость бизнес-моделей диверсифицированных банков, а также привлекательность работы с пенсионерами. Одним из локомотивов роста розничного бизнеса группы ВТБ станет «Почта банк» (50% плюс 1 акция принадлежит «ВТБ 24», остальной долей через «дочку» владеет «Почта России»): его розничный портфель должен вырасти за три года до 505 млрд руб. со 123 млрд руб. на конец 2016 г., средства физлиц – до 678 млрд руб. с 30 млрд руб. В числе основных задач розничного бизнеса группы ВТБ стоит увеличение числа клиентов «Почта банка» до 14,5 млн, укрепление позиций группы в массовом сегменте и обслуживании пенсионеров с акцентом на рост проникновения депозитов, пишет «Интерфакс». Основная бизнес-идея новой стратегии – улучшение структуры фондирования, говорит представитель банка. Прежде всего это произойдет за счет роста привлечения средств физических лиц, роста рублевых остатков на текущих счетах. Дополнительным фактором, оказывающим положительное влияние на уровень прибыли, станет снижение ключевой ставки ЦБ и инфляции, рассчитывают в ВТБ. В планах банка также увеличение рентабельности капитала с нынешних 3,2% до 14%. И здесь банк снова делает ставку на розницу: представитель ВТБ пояснил, что это произойдет за счет увеличения доли розничных активов, имеющих более высокую доходность, в кредитном портфеле банка. К 2019 г. группа планирует увеличить долю на рынке кредитования физлиц на 4 п. п. до 24%, говорится в обзоре UBS. Это будет обеспечено темпом роста розничного портфеля на 10% в год. Фокус на розницу делает и Сбербанк. В 2015 г. он пересмотрел свою стратегию до 2018 г. Так, на рынке кредитования физлиц банк хочет увеличить долю до 42,8% вместо ранее заявленных 39,7% (сейчас у него 38% рынка). Изменения стратегии коснулись и структуры фондирования: к 2018 г. Сбербанк должен сократить долю на рынке депозитов юрлиц с нынешних 24,7% до 24,3%. Предыдущая версия стратегии предполагала увеличение доли банка на рынке корпоративных депозитов до 30,1%. Сбербанк сконцентрируется на розничных депозитах: к 2018 г. он должен занять 46% рынка вместо планировавшихся 43,7%. Сейчас госбанк контролирует 45,1% частных вкладов.