Exist.ru переводят на новую колею

Логистикой ритейлера займется "Желдорэкспедиция" Один из крупнейших российских ритейлеров Exist.ru поменяет схему работы. После того как один из основателей компании Владислав Доморацкий в ходе корпоративного конфликта продал долю в структуре, управляющей сайтом ритейлера, его торговая компания лишится статуса эксклюзивного поставщика Exist.ru. Вместо нее всю логистику возьмет на себя принадлежащая новому гендиректору ритейлера Владимиру Назарову "Желдорэкспедиция". Новые владельцы Exist.ru намерены заменить ООО "Эксист М", контролируемое основателем онлайн-ритейлера Владиславом Доморацким, в качестве эксклюзивного поставщика франчайзи компании. О таких планах "Ъ" рассказали гендиректор "А+А Эксист Инфо" (владеет сайтом и брендом Exist.ru) Владимир Назаров и управляющий партнер А1 Андрей Тясто. Exist.ru -- крупнейший в России онлайн-магазин автозапчастей и один из крупнейших онлайн-ритейлеров с выручкой 30 млрд руб. в 2015 году. Корпоративный конфликт в компании, о котором писал "Ъ", продолжался несколько месяцев. В апреле 2016 года Юрий Буковников, Юрий Поляков и Валерий Чикин, контролировавшие 50% "А+А Эксист Инфо", предложили владельцу остальных 50% Владиславу Доморацкому выкупить их долю за $25 млн. Он отказался, а в ноябре предложил продать свои 50%. Их в январе 2017 года за 640 млн руб. приобрела гендиректор и супруга владельца транспортной компании "Желдорэкспедиция" Евгения Назарова. Она планирует увеличить пакет до 70%, выкупив часть долей миноритариев. Инвестподразделение "Альфа-групп" А1 консультировало господ Буковникова, Полякова и Чикина. При этом господин Доморацкий остался владельцем 60% другой ключевой для Exist.ru структуры -- торговой компании ООО "Эксист М" (по 20% контролируют его партнеры Алексей Белов и Максим Мартынов). По словам Владимира Назарова, ООО "Эксист М" фактически было эксклюзивным поставщиком франчайзи Exist.ru, но теперь "стоит задача заменить его сотнями других, в том числе региональных". Новые владельцы Exist.ru уже заключили с поставщиками контракты, покрывающие 85% всей торговой матрицы, говорит он. Договорные отношения с "Эксист М" теперь будут такими же, как и с остальными независимыми франчайзи, добавляет Андрей Тясто. Всего в России 281 офис Exist, из них 150 -- франчайзинговые. Владислав Доморацкий сообщил "Ъ", что "Эксист М" остается крупнейшим поставщиком Exist.ru, подчеркнув, что компания более 15 лет обеспечивает высокий уровень клиентского сервиса, профессиональной экспертизы и сроков доставки. "Мы можем только приветствовать расширение каналов продаж, которое планируют осуществить совладельцы Exist.ru",-- отметил он. Логистическую функцию, которую обеспечивали ресурсы господина Доморацкого, "без труда воссоздаст" "Желдорэкспедиция", рассчитывает Владимир Назаров. Ее сеть доставки насчитывает 5,5 тыс. населенных пунктов, а подвижной парк -- 600 железнодорожных и 1,4 тыс. автотранспортных средств. У компании есть сортировочный центр в Подмосковье на 150 тыс. отправлений в сутки. У Exist.ru также будет совместный с "Желдорэкспедицией" проект по фулфилменту (комплекс операций с момента оформления покупателем заказа и до получения покупки). "Мы хотим, чтобы поставщики могли размещать товар на складах "Желдорэкспедиции" и продавать его через Exist.ru",-- объясняет господин Назаров. При этом владельцы Exist.ru планируют расширить его ассортимент (сейчас это более 26 млн наименований), включив в него запчасти для грузовиков, автобусов, специальной и сельхозтехники. По их словам, раньше это не позволяли сделать неприспособленные пункты выдачи. У Exist.ru есть потенциал роста по многим направлениям, считает сооснователь Data Insight Борис Овчинников. "Например, крупногабаритные детали уже сейчас успешно продают онлайн, но нет никого сопоставимого по масштабам с Exist.ru",-- отмечает он. У ритейлера мощный бренд, но не все автовладельцы знают его, к тому же с точки зрения дизайна и удобства сайт далек от идеала, добавляет эксперт. Роман Рожков

Exist.ru переводят на новую колею
© Коммерсант