Ещё

Развивая бизнес, столица дотирует регионы 

Развивая бизнес, столица дотирует регионы
Фото: Вечерняя Москва
Полтриллиона рублей потратит правительство в этом году на выравнивание региональных бюджетов. Откуда эти средства и как тратятся? Об этом заседание Клуба политологов «ВМ». выкачивает деньги из регионов!» «Мы все работаем на Москву!» Подобные высказывания по всей , увы, звучат каждый день.
Еще в июле 2016 года глава правительства провел совещание о расходах федерального бюджета на 2017–2019 годы.
— Регионы должны, конечно, стремиться к сбалансированности, к самодостаточности своих субъектов, учиться зарабатывать необходимые средства, проводить ответственную и рациональную финансовую политику, — заявил премьер-министр.
В рамках Клуба политологов в медиацентре «ВМ» эксперты — , генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук;  — ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций;  — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций;  — политолог, политконсультант, политтехнолог, руководитель Bakster Group и студенты-политологи — дискутировали о распределении бюджетных средств между субъектами нашего государства.
МЫ ДОНОРЫ
— Начнем с того, что Москва не дотационный регион. Она не из кого «не сосет соки». Москва — регион-донор, то есть сама активно пополняет федеральный бюджет, — пояснил политолог Дмитрий Журавлев. — Дело в том, что в столице есть много объектов налогообложения: это и разного рода компании, и частные лица, то есть работающие люди, и дорогая земля, и дорогая недвижимость. И чтобы все эти объекты налогообложения существовали и пополняли бюджет, властям нужно хорошо потрудиться.
ЗАЧЕМ РАБОТАТЬ, ЕСЛИ МОЖНО ПРОСИТЬ?
Дмитрий Журавлев отметил, что абсолютное большинство — более 70 — регионов, это регионы дотационные. Иными словами, они больше получают из российского бюджета, чем в него отдают.
— А доноров — меньшинство, всего 12, — пояснил эксперт. — И это очень печально. Откуда взялась эта схема? А из Конституции. В Основном Законе сказано, что каждый гражданин России имеет право на бесплатное среднее образование, медицинское обслуживание и т. д. Проблема в том, что большинство регионов просто не в состоянии эти социальные гарантии обеспечить. Бедные они! Поэтому и нужны дотации из федерального центра.
По мнению Журавлева, нынешняя схема распределения бюджета, к сожалению, не ведет к развитию регионов.
— Этот механизм имеет очень важный недостаток. Он не мотивирует на решение проблем. Потому что если регион начнет развиваться и лучше жить, ему урежут дотацию, — считает эксперт.
Получается, что цель региональных властей — не развивать экономику региона, создавая благоприятный инвестиционный климат и новые рабочие места. Цель — как можно больше «выбить» из федерального центра.
По словам Журавлева, провинциалы завидуют не тому, сколько денег дает Москва в бюджет, а уровню жизни москвичей.
— А это богатство — следствие развития бизнеса, — пояснил политолог. — Взять, например, крупные банки. Все они имеют головной офис в Москве. А банковский оборот — это тоже налогооблагаемая база.
БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Михаил Нейжмаков выразил мнение, что из-за оттока денежных средств регионы-доноры зачастую не могут реализовывать и развивать свои собственные проекты.
— От экономических неурядиц последних лет больше страдают благополучные регионы, поскольку именно там было анонсировано больше инфраструктурных проектов.
Когда от этих проектов приходится отказываться, происходят разного рода конфликты, в том числе имеющие явный социальный подтекст, — сказал эксперт.
Он привел пример 2014 года, когда депутат Тюменской областной думы Гарри Столяров попенял федеральному центру — почему же он не вкладывает деньги в строительство дорог на территории этого сибирского региона? Дескать, мы в федеральный бюджет отдаем немало, а что же получаем для себя?! И если раньше этот вопрос задавали разве что региональные депутаты, то сейчас этим вопросом задаются уже и губернаторы регионов-доноров. Между тем, как считают многие эксперты, немалая часть глав дотационных регионов озабочены прежде всего вопросом в основном «правильной» переписи населения. Ведь чем больше народу, тем больше дотаций! — Мы все радуемся, что в России растет число жителей, что нас становится все больше. Но так ли это в действительности? — задается вопросом Журавлев. — Где реальный рост и где «мертвые души» — для увеличения финансирования? Мы не знаем.
ПОРА МЕНЯТЬ СИСТЕМУ
Политконсультант и политтехнолог Дмитрий Гусев отметил, что сама жизнь заставит нас изменить налоговую схему.
— У нас налоговая система отношений федерального центра и регионов устроена так, что губернаторам не интересно работать, они не мотивированы на то, чтобы у них регион развивался, — подчеркнул Гусев.
Еще один аспект проблемы, как пояснил эксперт, в том, что налоги искусственно «уводятся» из регионов.
— Так, в  и  крупнейшие предприятия — нефтеперерабатывающие заводы — вдруг сменили юридический адрес, теперь они зарегистрированы в .
И местные бюджеты лишились чуть ли не половины средств! — рассказал эксперт. — Эту проблему тоже нужно решать. Ведь, например, губернаторы, выбранные в 2012 году, скоро начнут переизбираться. Что-то обещать. Но им не на что свои обещания выполнять: налоговые отчисления просто увели из региона! По словам Дмитрия Гусева, такая ситуация чревата внутрироссийскими конфликтами. Речь опять может зайти о «независимости» каких-то регионов или создании очередной Уральской республики, как это мы уже наблюдали в 1993 и 2014 году.
ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОЕННЫЙ ДИАЛОГ
По словам генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, между центром и регионами должен идти диалог.
— В период кризиса и в период восстановления вопросы выравнивания бюджетной обеспеченности и сохранения влияния федерального центра на возможности этого выравнивания очень актуальны, — сказал эксперт.
Политолог привел пример с перераспределением налога на прибыль. Как известно, он составляет 20 процентов. Из них два шли в федеральный бюджет, а 18 оставалось в регионе. предложил другую схему распределения, что у губернаторов вызвало бурю эмоций.
— Глава Рустам Миниханов, например, комментируя инициативу, употребил слова «раскулачивание» и «глупость». Причем не в бане, а на публичном мероприятии, — рассказывает Орлов. — Это было большой ошибкой, поставившей под сомнение политическое будущее Миниханова как федерального политика. А вот , не делая никаких публичных заявлений, не бросая вызов федеральному центру, во внепубличном формате вопрос решил.
По словам Дмитрия Орлова, мэр Москвы провел переговоры на федеральном уровне и отстоял позицию многих регионов, что перераспределение налога на прибыль не должно быть радикальным.
— Федеральный центр прислушивается к мнению Сергея Собянина. В итоге сейчас перераспределение происходит по схеме 17/3 процента, то есть схема изменилась незначительно. Хотя изначально Минфин закладывал совсем другие параметры, — пояснил политолог. — Вот вам пример эффективного диалога главы региона и федерального центра. А затевать конфликт, сбивать глав регионов в «коалицию недовольных» — неэффективно. Я думаю, тому же Татарстану федеральный центр теперь будет выделять меньше средств. Потому что грубости никто не потерпит.
НУЖНЫ ПРАВИЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
, студент Государственного университета управления, исполнительный директор Junior Chamber International Russia добавил: — Мы тут много говорили о перераспределении бюджетных средств. А давайте поговорим об их добывании! Посмотрите: бюджет России на этот год — дефицитный.
Резервный фонд мы практически потратили. И что дальше? По-моему, диалог федерального центра и губернаторов должен строиться не вокруг дележки, а вокруг зарабатывания средств — чтобы было, что делить! Дмитрий Орлов считает, что нужны инвестиции:
— В России много «медвежьих углов». Взять, например, . Ее годовой бюджет — 18 миллиардов рублей, — рассказывает эксперт. — Для сравнения: Москва на новогоднее оформление города потратила 7 миллиардов рублей. Вот такие мы разные. Вот такие у нас разные возможности. Поэтому нужно ставить вопрос о вложениях в тот или иной регион, чтобы он сам начал что-то зарабатывать и хотя бы отчасти себя содержать.
В ходе круглого стола был приведен пример Калуги. Губернатор Артамонов создал здесь крупный промышленный кластер, где собирают автомобили-иномарки. И что? Поимела ли что-то  с этого? Ничего не поимела.
А имей Артамонов хорошие отношения с ребятами из Министерства финансов — регион был бы в шоколаде. В этом, по крайней мере, убеждены многие эксперты.
Дмитрий Орлов парировал:
— Все, что сделал Артамонов, это организовал сборочное производство «Фольксвагенов» по дороге на Москву.
И получился такой монорегион, — рассказывает эксперт. — Как только грянул кризис, спрос на автомобили упал, весь этот проект стал, мягко, говоря, хромать. Сейчас в области огромная безработица, а профсоюзы бьются за сохранение прав трудящихся. Вывод: инвестиции должны быть правильными. Прежде всего — в инфраструктуру региона. Например, автодороги, транспортное обеспечение. Чтобы «заходить» сюда было выгодно разным инвесторам.
Возможно в этом, был сделан вывод, и один из секретов эффективности Москвы. Здесь активно строятся дороги и метро, создаются технополисы, где можно организовать инновационное производство и получить льготу от городских властей. В городе максимально упрощена схема согласования строительства и присоединения коммуникаций. Поэтому и бизнес развивается, и бюджет пополняется, и регион остается донором. Кто хочет, тот зарабатывает. Кто не хочет — вечно клянчит у центра.
Видео дня. В России растет спрос на загородную недвижимость
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео