Белорусский мотив

Белорусско-российский нефтегазовый спор не утихает. Президент Белоруссии сделал ряд громких заявлений, в СМИ были вброшены слухи о скором разрыве членов Союзного государства, белорусские геологи нашли новое месторождение нефти. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что в переговорах по газовому вопросу подвижек нет, а Россия в любом случае ждёт оплаты долга за поставленное голубое топливо, который превысил 0,5 млрд долларов. И возникает закономерный вопрос: готова ли Белоруссия разорвать отношения с Россией из-за энергоносителей? Оценка споров между нашими странами, даже споров о нефти и газе, заставляет зайти на тонкий лёд политологии. Белорусский «капиталистический социализм» существует не только благодаря железной воле и хозяйственной сметке её президента, но и благодаря России. Россия – крупнейший торговый партнёр Белоруссии, наша страна поставляет дешёвую нефть и дешёвый газ, а также обеспечивает наибольшую долю в портфеле заказов белорусских предприятий. Хотя в Европе вряд ли найдётся более пророссийская держава, чем Белоруссия, но, как и любой получивший независимость осколок крупной державы, эта страна вынуждена строить свою идентичность, дистанцируясь от державы-прародительницы. Поэтому, если немного копнуть, обнаруживается бережно сохраняемый государством национализм, у которого изредка подсекают наиболее дикие побеги. Те самые, которые считают Россию историческим врагом, себя – частью Великого княжества Литовского, а любых русофобов – своими друзьями. Подобные явления после парада суверенитетов неизбежны. Однако руководство Белоруссии успешно избегает излишнего влияния националистов на внутреннюю и внешнюю политику государства. Пока. К чести белорусского руководства, ему удалось сохранить и преумножить промышленный потенциал страны после развала СССР. Удалось сыграть на интересах России и Запада, с тем, чтобы стать уникальным «советским» островком на постсоветском пространстве. При этом страна, будучи интегрирована в мировую экономику, не могла избежать последствий мировых экономических кризисов. Что периодически подстёгивало к получению дополнительных преференций у России. Значительная часть белорусских успехов зиждется на постоянной подпитке со стороны России. Разумеется, наша страна получает свою выгоду. На том и строится взаимовыгодное сотрудничество. Заметим также, что энергетическая инфраструктура Белоруссии неразрывно связана с Россией. Как и многие производственные цепочки. Понимание этого простого факта пригодится нам для финальных выводов о сложившейся ситуации. А теперь, собственно, о ней. Взаимоотношения наших стран периодически омрачались громкими нефтегазовыми скандалами. Один из последних был в 2010 году. Тогда Белоруссия подала в экономический суд СНГ иск против России о вывозных таможенных пошлинах на нефтепродукты, а также начала платить за российское голубое топливо меньше контрактной цены. Долг за газ вырос до 190 млн долларов, и в конце июня 2010 года «Газпром» начал ограничивать поставки. Буквально через два дня долг был погашен и поставки возобновились. В апреле 2011 года иск о пошлинах был отозван, а в конце года газотранспортное предприятие ОАО «Белтрансгаз» стало стопроцентной «дочкой» «Газпрома». Это дало Белоруссии живые деньги и существенную скидку на голубое топливо. А также гарантию того, что после ввода «Северного потока» и иных новых газотранспортных маршрутов, «Газпром» не откажется от белорусского направления – газопровод «Ямал – Европа». Несколько лет назад даже велись переговоры с Польшей о том, чтобы расширить мощности газопровода «Ямал – Европа». Это принесло бы дополнительные деньги в казну не только Польши, но и Белоруссии. Однако, поляки от дополнительных вложений в свою экономику отказались. Разногласия, которые мы наблюдаем между Белоруссией и Россией сегодня, также проистекает из разной трактовки контрактных условий поставки газа. Белоруссия считает, что она должна платить меньше, на уровне российских цен. Её логику можно понять: являясь часть единого экономического пространства, Белоруссия считает себя несправедливо обделённой, так как её потребители вынуждены платить за голубое топливо больше, чем российские. Этот факт снижает конкурентоспособность белорусских предприятий по сравнению с российскими коллегами. Поэтому справедливой ценой белорусское руководство считает цены в приграничных областях России плюс транспортные расходы. При этом как бы игнорируется простой факт о том, что действует контракт. Пока по этому контракту цена на газ, формируемая в зависимости от цены на нефть, была в 2-3 раза ниже, чем в других странах Европы, Белоруссию всё устраивало. Но потом ситуация изменилась, начался мировой кризис и цена на российский газ, хоть и сниженная, устраивать перестала. Начался ценовой спор. Долг за газ растёт. Вновь была поднята тема нефтяных поставок. Будто специально, в начале года было объявлено, что в Белоруссии открыли новое месторождение нефти с запасами около 1,7 млн т. Правда, запасы пока не подтверждены. Да и их объём не впечатляет. Ведь Белоруссия потребляет более 7 млн т нефти в год. А мощность одного только Мозырского нефтеперерабатывающего завода составляет 12 млн т нефти в год. Тут стоит заметить ещё кое-что о логике белорусского руководства. Да, конкурентоспособность белорусских предприятий страдает из-за менее выгодной цены на газ. Но рядом с нашим Союзным государством располагается образцово показательный Европейский союз. Возможно, белорусское руководство удивится, но внутренние цены на голубое топливо между странами ЕС для домохозяйств могут отличаться в три раза, а для промышленности – в два. К примеру, промышленные предприятия Болгарии платят за газ на 30% меньше, чем промышленные предприятия Германии. При всём этом Белоруссия – хороший покупатель российских энергоресурсов и надёжный деловой партнёр. Сложно винить её руководство в том, что оно пытается сэкономить 0,5 млрд долларов на российском газе. Принципиальным моментом во всей этой истории как раз и является факт, что спор идёт из-за цены. При этом вежливо конфликтующие стороны связаны единой энергетической инфраструктурой. Если Белоруссия хочет оставаться развитой промышленной державой, она будет вынуждена покупать нефть и газ у России, так как других продавцов, у которых есть способы доставки энергоносителей в нужных Белоруссии объёмах и по нужной цене в мире просто нет. Перед Белоруссией есть простой выбор: покупать газ по низким ценам у России или по высоким у кого-то ещё. Полагаем, что руководство Белоруссии это прекрасно понимает. Разрыв отношений с Россией не только не решит проблему цены, а лишь усугубит её. Поэтому здесь очевиден только взаимовыгодный путь. И, конечно же, на уступки придётся пойти всем. Поэтому проблема так или иначе будет решена ко взаимной выгоде наших стран. И, конечно же, на уступки придётся пойти всем. Но в конце хотелось бы заметить вот что. Рядом с нашими границами уже есть государство, руководство которого долгое время лавировало между Россией и Западом. Оно поддерживало националистов и подавляло пророссийские политические силы. Сейчас это государство являет собой наглядный пример того, к каким результатам ведёт такая «многовекторная» политика. С многовекторностью легко заиграться до полной утраты государством жизнеспособности. Как и с показной независимостью в условиях, когда наши страны жить друг без друга из-за многочисленных экономических связей не могут. Автор — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Белорусский мотив
© Известия