Ещё

Поле торговых чудес. Как магазины наживаются на покупателях 

МОСКВА, 7 фев — РИА Новости, Антон Размахнин. Ровно 25 лет назад — 7 февраля 1992 года — вступил в силу закон «О защите прав потребителей». Этот документ сделал нелегальными многие старинные методы наживаться на покупателях. Но остались другие, относительно честные способы. О них — в репортаже РИА Новости.
Супермаркет одной из крупных столичных торговых сетей, деловой район Москвы. Прямо у входа — цепляюсь взглядом — оставшиеся от новогоднего ажиотажа бутылки шампанского. Цена 900 рублей. Вспоминаю: в прошлом году покупал для праздника целый ящик такого же вина в оптовом магазине. Но примерно по 300 рублей. Протираю глаза: нет, все верно — ровно в три раза дороже.
"А что вы удивляетесь, — улыбается мой спутник, эксперт ценовой политики Станислав Черкасов. — Алкоголь — это товар, который на всех этапах торговой цепочки приносит продавцам отличную прибыль. Взять, например, водку: одна и та же жидкость, в зависимости от марки, может по цене отличаться чуть ли не в десять раз".
Алкогольные товары — одна из самых выгодных категорий для розничных продавцов. Наценка на «фирменность» здесь может достигать сотен и даже тысяч процентов.
Итак, говорим о наценке. Это, по сути, в наше время единственная легальная возможность заработать на потребителе. Потому что манипуляции со сроком годности, сортом товара и тому подобное — прямо запрещены тем самым законом о защите прав потребителей. А маркетинговые хитрости — нет.
Алкоголь — самый откровенный в этом смысле сектор рынка. «Когда закончились фиксированные советские цены, появились дорогие водки, — вспоминает краевед и писатель Алексей Митрофанов. — Прямо по анекдоту: купил галстук за 100 баксов? Ну ты и лох, за углом по 200! Хотя я пробовал все эти люксовые сорта и не увидел разницы. Да, хорошая водка, но еще бы она за такие деньги была плохая!»
Чуть менее «золотой», но все же доходной для продавцов категорией можно назвать овощи и фрукты. Недаром палатки с ними еще недавно были одним из самых прибыльных видов малого бизнеса.
Вот, например, картофель. Лежит на прилавке, сразу чуть ли не десяток видов и сортов. Цена не удивляет — до 100 рублей за килограмм (разумеется, 100 рублей — это отборные и мытые клубни). Где размах, где полет для продавца? Нету. Потому что картошку можно, если что, вырастить даже на даче, смеется эксперт. Простой товар. Не слишком прибыльный. Другое дело — апельсины и гранаты, что лежат на соседнем прилавке. Здесь наценка не менее ста процентов от уровня оптовой базы.
Станислав Черкасов\: фрукты — еще один весьма «наценкоемкий» товар
"А все потому, что фрукты зимой для многих почти роскошь, покупают их не каждый день — тут продавец может и «накрутить» цену", — говорит Станислав.
"Есть одно общее правило наценки, — говорит Черкасов. — На товарах повседневного спроса маржа — то есть та самая наценка продавца — минимальна. А вот на те товары, которые покупают время от времени, можно накрутить буквально сотни процентов".
Наценкой в сотни процентов отличаются и некоторые другие виды продуктов. Например, рыба. Но тут и издержки продавца больше: куда деваться, если до ближайшего моря тысяча километров? Да, на Дальнем Востоке рыбы много, но везти самолетом — дорого, а поездом не успеть. Поэтому солят, морозят, бракуют просроченное — и в результате цена в рознице получается весьма «кусачей». Но эта наценка более или менее «честная»: с рыбой работать и вправду непросто.
И все же в большинстве случаев ценообразование в наших магазинах «психологическое», уверяет Черкасов. Мы подходим к ряду, где продаются макароны. Две одинаковых пачки спагетти, одна стоит 29 рублей, другая — 83. Та, что дешевле — собственная торговая марка магазина. Та, что дороже, — от известного отечественного «макаронного» бренда. Всматриваемся в этикетки и понимаем: обе пачки сделаны на одном заводе, имеют идентичный состав.
"Собственные торговые марки — это когда сеть супермаркетов заказывает крупную партию у конкретного производителя для продажи только в своей сети, — поясняет эксперт. — Если по основным параметрам — калорийности, составу и так далее — товар одинаковый, то нет никаких причин отказываться от него. Это хорошая экономия".
Еще одна весьма доходная для продавцов ниша — соль и специи, говорит Черкасов. Себестоимость обыкновенной соли можно представить, видя минимальную цену простых сортов: вот они, на самой нижней полке, восемь рублей за полкило! А те сорта, что на уровне глаз (кстати, выкладка товаров — тоже классическая хитрость розничной торговли), где-то раз в десять дороже. А вот и рекордная соль — 300 с лишним рублей за такой же пакет, что минимально стоит восемь. Но это импорт из Франции, остатки «досанкционных» поставок.
В любом случае в каждом продуктовом магазине, как и на рынке, есть цель продать покупателю товар подороже. «Тут буквально все имеет значение, — рассказала РИА Новости Алина Волк, дизайнер одной из крупных продуктовых сетей столицы. — И цвета и шрифты оформления собственных марок: опросы показывают, что значительная часть покупателей выбирает именно по упаковке. И раскладка на полках. И объявления об акциях и расписание этих акций. Даже запахи играют свою роль: овощной и рыбный отделы стараются по максимуму вентилировать, а вот ароматы пекарни, напротив, усиливают».
В общем и целом, с нынешней торговлей жить можно, но осторожно, резюмируют эксперты. Если хочется закупаться раз в неделю и душа не протестует против консервантов, то вполне можно покупать продукты в сетевых магазинах. Главное — сравнивать цены, не пренебрегать собственными торговыми марками магазинов и помнить, что, по сути, почти все продукты одинаковые, хоть и в разных упаковках. А если консервантов не хочется, то придется ходить за продуктами почти каждый день и тратить на них куда больше.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео