Войти в почту

Слишком бедные, чтобы не платить

Банки сегодня сталкиваются с «новой реальностью»: обедневшие россияне стали брать меньше кредитов, но лучше платят по существующим долгам, даже несмотря на рекордное в этом веке падение доходов. Почему так происходит? По мнению председателя правления банка ВТБ 24 Михаила Задорнова, снижение реальных доходов россиян сделало их дисциплинированнее в обслуживании кредитов. Граждане стали более аккуратно платить по долгам и стремиться досрочно погасить кредиты, сказал он. По его словам, особенно большой объем погашения отмечался в декабре 2016 года. «Сильно обедневшее население аккуратнее платит по кредитам, чем в прошлые годы», — заявил Михаил Задорнов. Бедные мы, бедные Сегодня в России на фоне рекордно низкой инфляции (5,4% по итогам 2016 года) продолжают снижаться доходы населения и, соответственно, потребление. За два года объем розничнои? торговли в стране уменьшился на 15,8% в сопоставимых ценах. В январе — декабре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го падение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 5,9%. При этом реальная заработная плата в январе — декабре прошлого года практически не изменилась (выросла на 0,6%). В целом за три года (с декабря 2013-го по декабрь 2016-го) реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 9%, реальная заработная плата упала на 10%, отмечают эксперты РАНХиГС. Согласно опросам Росстата, около 30% россиян считают свое финансовое положение плохим (или очень плохим), и более 50% населения полагают, что кризисная ситуация продлится более одного-двух лет. Прав ли Задорнов? Утверждение, что обнищание россиян дисциплинирует их выплачивать кредиты и оборачивается выгодой для банков, весьма спорное, считает главный экономист компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. «Возможно, глава ВТБ 24 имел в виду то, что у него клиенты дисциплинированны. Потому что ВТБ 24 — один из немногих банков, кто может позволить себе выбирать качественных клиентов, которые дисциплинированны в обслуживании кредитов, у которых при падении доходов все еще есть деньги и возможность выбрать, на что их потратить», — говорит он. Многим другим банкам качественных клиентов не хватает, потому что действительно идет снижение доходов. «А если доходы снижаются, как платить? У многих есть только один путь — нужно отказываться от чего-то. А еще немало тех, кому не от чего отказываться», — размышляет Надоршин. Конечно, россиян простимулировать погашать долги могут законы. К примеру, позволяющие отбирать единственное жилье за неуплату по кредиту. Такие законы зачастую лоббирует именно банковское сообщество, полагает эксперт. Естественный отбор заемщиков В Сбербанке России отметили высокое качество обслуживания заемщиками ипотеки и увидели стабилизацию по другим кредитам: «Качество обслуживания ипотечных кредитов высокое и не подвержено влиянию кризиса 2014—2015 годов. Что касается более коротких необеспеченных кредитов, в первую очередь кредитных карт и потребительских, то мы отмечали некое ухудшение в 2014—2015 годах по сравнению с предыдущим периодом. В 2016 году снижения платежной дисциплины клиентов не наблюдаем», — сообщил представитель Сбербанка. Опрошенные Банки.ру другие финансовые организации считают, что платить вовремя по кредитам помогает не желание сократить сумму долга, а понимание простых финансовых правил: если не платить вовремя по одному кредиту, взять второй будет сложнее. При этом большинство банкиров подтверждает, что кредиты обслуживаются лучше: россияне наконец поняли, что данные по просроченной задолженности попадают в бюро кредитных историй. А в случае наличия плохой кредитной истории вам не выдадут новый кредит. Это стало неким стимулом. «Действительно, в последний год в нашем банке мы отмечаем улучшение платежной дисциплины заемщиков. Эта тенденция характерна для всех видов необеспеченных кредитов, — говорит заместитель председателя правления ОТП Банка Сергей Капустин. — Каждый месяц меньшая доля клиентов попадает в просрочку и в среднем за более короткий срок погашает эту просрочку в случае возникновения, по сравнению с ситуацией полтора-два года назад». Причина: доля заемщиков с «плохой дисциплиной», а также тех, кто изначально брал кредиты с намерением не возвращать их банку, сильно сократилась. Неплательщики уже испортили себе кредитную историю и не могут получить новые кредиты благодаря обновленным банками после кризиса кредитным стратегиям. А дисциплинированные заемщики остались. Кредиты, выданные год-два назад «плохим» заемщикам, сегодня уже зарезервированы и находятся на поздних стадиях просрочки — они либо в работе коллекторских агентств, либо в судах, либо вошли в состав цессий кредитных портфелей. В любом случае сегодня такие кредиты уже не оказывают заметного негативного влияния на балансы банков. «Мы наблюдаем улучшение качества обслуживания долга как у новых, так и у существующих клиентов, — говорит директор по розничным рискам Промсвязьбанка Евгений Иванов. — Три года назад банки усилили риск-контроль при выдаче потребительских кредитов, пересмотрели меры по взысканию просроченной задолженности. В том числе многие государственные и крупные частные банки интенсивнее используют взыскание через суд». Другая причина улучшения платежности — из-за кризиса и снижения реальных доходов населения произошел так называемый естественный отбор. Сегодня человек подумает, прежде чем взять кредит. И если понимает, что его дохода не хватит на обслуживание долга, откажется от этой идеи, считает Иванов. «Также мы видим, что и у нас, и по рынку наблюдается долгосрочная тенденция к увеличению уровня досрочных погашений: крупнейшие государственные и частные банки запустили программу рефинансирования кредитов. Поэтому заемщики, кредитовавшиеся по более высоким ставкам, стали эти займы погашать и дофинансироваться на более выгодных условиях», — поясняет Евгений Иванов. По мнению аналитика Хоум Кредит Банка Станислава Дужинского, банки последние годы стали уделять повышенное внимание оценке своих заемщиков. Чтобы получить кредит, нужно иметь низкий уровень кредитной нагрузки во всех банках, достаточный доход и хорошую кредитную историю. Благодаря такому подходу доля просроченной задолженности снизилась, по данным Банка России, в ноябре 2016 года до 9,7% (по ссудам с просроченными платежами свыше 90 дней) против 10,9% в марте. В «Хоум Кредите» отмечают улучшение платежеспособности клиентов по всем видам кредитов, но особенно в нецелевых кредитах наличными. «Частично это также связано с тем, что у людей постепенно растет уровень финансовой грамотности и многие из них сейчас могут объективно оценить свое финансовое положение», — говорит Дужинский. По словам генерального директора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, в компании наблюдают четкую тенденцию: клиенты сервисов онлайн-кредитования стали лучше обслуживать действующие займы. «Сегодня уровень просроченной задолженности в сервисах онлайн-кредитования в 2,2 раза ниже, чем у офлайн-компаний. Уровень просрочки в онлайн-сегменте приближается к банковскому», — рассказывает Борис Батин. С другой стороны, по мнению Батина, нельзя утверждать, что люди стали платить лучше, поскольку у них падают доходы. «По итогам 2016 года средний уровень заработной платы увеличился на 9% и составил 38 тысяч рублей, что на 12% выше, чем средняя заработная плата по стране (34 тысяч рублей). То есть реальные доходы клиентов сервисов онлайн-кредитования не падают, а растут», — рассуждает он. Ипотека лучше всех Ипотека продолжает наращивать долю в розничных портфелях банков. По оценкам главного аналитика Промсвязьбанка Дмитрия Монастыршина, по итогам 2016 года доля ипотечных кредитов в розничных портфелях выросла почти до 33%, прибавив за пять лет 10 процентных пунктов. Люди с падающими доходами не могут позволить себе взять крупные ссуды на долгие годы. Как считает Монастыршин, снижение просроченной задолженности и лучшее обслуживание кредитов вызвано в первую очередь тем, что увеличивается доля ипотечных кредитов в розничном портфеле. Выдаются новые кредиты, обеспеченные залогом недвижимости, которые люди стараются вовремя выплачивать. По остальным кредитам банки стали предлагать услуги рефинансирования, удлиняют срок, снижают процентную ставку. Это также сказывается на улучшении обслуживания кредита. Начальник управления развития залоговых продуктов банка «Открытие» Анна Юдина отмечает, что в обслуживании ипотеки особых изменений нет. «При одобрении ипотечных кредитов используется подход, который позволяет определить способность каждого заемщика обслуживать свой кредит, в том числе в непростое для экономики время, — говорит Юдина. — При долгосрочном кредитовании клиенты всегда стараются погасить долг по возможности быстро. Это подтверждает разница в реальном среднем сроке жизни кредита семь лет и среднем контрактном сроке 15 лет». Количество ипотечных кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней за 2016 год увеличилось незначительно — на 4,3%, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). При этом доля просрочки свыше 90 дней в общем объеме портфеля ипотечных кредитов снизилась за прошлый год на 0,3 п. п. — до 2,8%. «Это свидетельствует о том, что качество ипотечного кредитования остается высоким, платежная дисциплина заемщиков по ипотеке существенно лучше, чем в других видах розничного кредитования», — отмечают в НБКИ. «Мы ожидаем, что в ближайшее время розничное кредитование будет расти в основном за счет ипотеки», — говорит Монастыршин. Остальные кредиты будут снижать долю в общем розничном портфеле, так как в целом сейчас идет общий спад потребления и люди стали меньше покупать дорогие вещи в кредит. Ольга ПЛОТОНОВА, для Banki.ru