Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Вокруг правительства за 60 дней

повторно внесла в Белый дом план развития конкуренции
Вокруг правительства за 60 дней
Фото: КоммерсантКоммерсант
ФАС повторно внесла в Белый дом проект указа президента о конкуренции -- с декабря он дополнился лишь декларациями необходимости открытости чиновников и ЖКХ и развития биржевой торговли. Однако возражения , и , по данным "Ъ", сняты лишь формально -- документ продолжат дорабатывать уже в Белом доме. Почти половина законопроектов, которые по нему надо будет внести в , касаются закупок -- как государства, так и частных компаний, а в этой сфере у правительства уже возникли проблемы из-за постоянной правки законодательства.
ФАС в конце января повторно внесла в Белый дом доработанный проект президентского указа "Об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции", подтвердил вчера "Ъ" замглавы ФАС . В первый раз документ с тарифными разногласиями с Минэкономики, Минстроем и Минэнерго поступил в правительство в конце 2016 года (см. "Ъ" от 6 декабря), но тогда собеседники "Ъ" в правительстве дали понять, что обсуждать его не спешат. За минувшие месяцы план один раз все же обсуждался у первого вице-премьера , рассказал "Ъ" его представитель -- и был отправлен в ведомства на доработку. После этого план был повторно рассмотрен у господина Шувалова, рассказал он "Ъ", и работа над ним продолжается. В ФАС, впрочем, вчера сказали "Ъ", что в ближайшее время обсуждений не запланировано.
За два месяца между первой и второй (и успешной) попыткой внесения в Белый дом сам документ изменился незначительно -- в него добавили декларацию о необходимости "повышения открытости" организаций ЖКХ, органов власти и госмонополий -- и также не новую мысль о пользе развития организованной биржевой торговли для конкуренции. Это "указания на направления, которым нужно уделить особое внимание",-- пояснил "Ъ" замглавы ФАС Сергей Пузыревский. Выпала из текста идея о масштабном освещении антимонопольной политики гостелеканалами (см. "Ъ" от 2 ноября).
Итоговая версия почти не учла критику бизнес-объединений. Ранее резко возражал против идей ФАС как неконституционных и нарушающих право на свободу предпринимательства (см. "Ъ" от 7 ноября). Речь о принуждении частных компаний к закупкам у малого бизнеса, внедрении антимонопольного комплаенса (внутренней системы профилактики антимонопольных нарушений; см. "Ъ" от 1 июля) и обязательном переводе торгов государства и госкомпаний в электронный вид. Напомним, последняя реформа длится больше двух лет, но довести ее до конца мешают противоречия ведомств и проблемы с электронной системой контроля госзакупок -- как писал "Ъ" 2 февраля, постоянные правки законодательства о закупках уже блокировали ее работу и присоединение к ней системы контроля закупок лекарств.
Финальная версия проекта предполагает, что президент поручит правительству до 1 декабря 2017 года внести в Госдуму 16 законопроектов. В них ФАС предлагает прекратить тарифное регулирование в конкурентных отраслях (ранее представители ведомства приводили в пример стационарную связь), определить основы госрегулирования тарифов с акцентом на методы сопоставимых рынков и долгосрочное регулирование. Три регуляторные идеи коснутся унитарных предприятий: это запрет создания ГУП и МУП на конкурентных рынках и ликвидация с 1 февраля 2018 года такой организационно-правовой формы, а также запрет для них приобретать доли компаний на конкурентных рынках (исключение предлагается сделать для обороны). Как подтвердил накануне "Ъ" замглавы ведомства , ФАС будет настаивать на том, чтобы получить возможность одобрять создание новых унитарных предприятий.