Как работает новый закон о деятельности коллекторов

За первый месяц действия закона, регулирующего работу коллекторов, эффективность деятельности коллекторских агентств снизилась, по разным оценкам, на 5—20%. Теперь они вынуждены переходить на новое программное обеспечение и специальные серверы, а также повышать квалификацию сотрудников. Об этом RT рассказали в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Издержки организаций возросли на 10%. И всё же в Общественной палате отмечают, что не все фирмы действуют в рамках правового поля. 1 января 2017 года вступил в силу закон, который был принят вскоре после резонансных историй с участием коллекторов. Коллекторские агентства, которые хотят остаться в правовом поле, уже месяц работают по новым правилам: регистрируются в госреестре, общаются с должниками ограниченное количество раз и только днём, фиксируют и сохраняют записи разговоров. Внесение в реестр — обязательное условие для дальнейшей работы. Соответствующее свидетельство получили уже более 50 компаний. При этом эксперты заявляют, что по итогам первого месяца действия закона эффективность в работе агентств снизилась на 5—20%. Об этом RT сообщили в пресс-службе Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Президент НАПКА Алексей Саватюгин считает, что новые условия усложнили деятельность компаний. По его словам, это происходит из-за того, что им приходится переходить на специальные серверы, устанавливать новое программное обеспечение и организовывать обучающие курсы для сотрудников, которые с этого года стали обязательными. «Организовываются курсы для сотрудников, они проходят психологическую подготовку, им разъясняется новая обязанность фиксировать все звонки и разговоры. Зачастую бывает так: руководство ведёт себя этично, но на местах ради достижения каких-то личных целей — переступают грань закона и морали», — объясняет Саватюгин. Кроме того, он отмечает, что у агентств увеличились затраты, но в цифрах эти затраты оценивать пока не берётся. Финансовый директор коллекторского агентства «Долговой центр МКБ» Андрей Бояров подтверждает, что за первый месяц 2017 года издержки компании возросли примерно на 10%. В основном дополнительные траты связаны с покупкой и установкой нового оборудования, которое стоит от 5 до 10 млн, а его содержание обходится в сумму от 100 тыс. рублей в месяц. Кроме того, Бояров рассказал, что в работе агентства появились новые трудности. «Со вступлением закона в силу упала контактность — труднее теперь контактировать с должниками. У нас был случай, когда должник, воспользовавшись положениями нового закона, отказался от общения и теперь общается через своего представителя. Это затрудняет работу, ведь мы не можем взаимодействовать непосредственно с должником и не знаем, передал ли представитель информацию, не исказил ли её», — заявляет он. В коллекторском агентстве «Секвойя кредит консолидейшн» отмечают новую тенденцию: должники стали отказываться от общения с коллекторами, если те не могут предоставить свидетельства о регистрации в реестре. В Агентстве судебных взысканий, которое представляет интересы коллекторов и кредиторов в суде, сообщили, что в январе объём работы увеличился в 2-3 раза по сравнению с ноябрём 2016 года. Из-за сокращения количества контактов с должниками коллекторские агентства теперь всё чаще вынуждены взыскивать долги через суд. Побочный эффект Однако полностью решить проблему, по всей видимости, пока не получилось. Член Общественной палаты Георгий Фёдоров считает, что закон лишь ухудшил положение должников. По его словам, после вступления закона в силу количество обращений должников в ОП увеличилось. По их просьбе общественники вместе с МВД провели проверку агентств в Челябинске и Москве. «Проверка показала, что теперь «белые» агентства стали прибегать к помощи третьих лиц, чтобы выбивать долги. По её итогам выяснилось, что агентства работают хорошо, ничего не нарушают, звонят в дневное время, но параллельно — все звонки и общение с должниками производится какими-то другими группами людей. По сути, это такая схема, когда есть «белые» агентства, а вокруг них куча «чёрных», которые выполняют грязную работу», — рассказывает Фёдоров. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал RT, что некоторые эксперты утверждают — закон немного сыроват и нуждается в совершенствовании. «По мнению экспертного сообщества закон обладает изъянами, которые нуждаются в доработке. Поэтому я дал задание в аппарате — посмотреть на шероховатости в законодательстве», — говорит он. Аксаков добавил, что собирается подготовить поправки в закон и выступить с ними на Госсовете под председательством президента, посвящённом защите прав потребителей. Какие именно поправки он предлагает внести, парламентарий не уточнил.

Как работает новый закон о деятельности коллекторов
© RT на русском