Стратегия авиационного кластера: кооперация производителей выведет отрасль на новый уровень

В России 9 февраля отмечается День гражданской авиации. Редакция сайта телеканала «Звезда» решила вспомнить, какие новейшие разработки в области гражданского авиастроения сегодня выпускают предприятия оборонно-промышленного комплекса. Отечественная авиастроительная отрасль, долгое время пребывавшая в катастрофическом состоянии, сегодня начинает возрождаться. Политическая воля, системный подход, финансирование отрасли и эффективное управление, по словам экспертов, могут вывести российское самолетостроение на конкурентоспособный уровень. Сегодня, российская доля на мировом рынке в гражданской авиации составляет не более 2%, но в перспективе намечен постепенный рост. В этом может помочь стратегия авиационного кластера, в которой участвуют ведущие предприятия отрасли. «Стратегия Объединенной авиастроительной корпорации предусматривает достижение к 2025 году 4,5% мирового рынка гражданской авиации, к 2035 году 45% доступного рынка боевой авиации», - рассказал сайту телеканала «Звезда» президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, отметив, что эти цели достижимы только в кооперации с партнерами по отрасли. Термин «кооперация» в авиастроительной отрасли имеет ключевое значение. Создание самолета или вертолета представляет собой длинную цепочку, в которой участвуют конструкторы, разработчики, поставщики, производственники, испытатели и множество других специалистов. Ключевую позицию в этой цепочке играет госкорпорация «Ростех». «Мы активно взаимодействовали с коллегами из Ростеха в рамках подготовки стратегии авиационного кластера корпорации, как на стратегическом, так и на рабочем уровне», - подтвердил Слюсарь, добавив, что итоговый документ синхронизирован со стратегией развития ОАК. По его словам, объединение усилий «самолетчиков» и производителей ключевых комплектующих дает предприятиям возможность, поддерживая друг друга, решать стратегические задачи – существенно увеличить долю гражданской продукции, сохранить серьезные позиции в боевом сегменте, вывести на рынок целый ряд новых конкурентоспособных на мировом рынке самолетов. Самолеты и двигатели Чтобы понять о каких самолетах идет речь, далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить презентацию самолета МС-21, которая с большим размахом прошла летом прошлого года. Отличительной особенностью этого самолета является двигатель ПД-14. Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная в России за последние десятилетия. ПД-14 – базовый турбореактивный двухконтурный двигатель, который создан с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных. В настоящее время двигатель проходит второй этап летных испытаний. Ранее, в 2015-2016 гг., был успешно проведен первый этап летных испытаний, подтвердивший работоспособность двигателя и его систем. Другим важным для страны самолетом станет Ил-114. На него будет установлен турбовинтовой двигатель ТВ7-117СМ, который является одним из лучших двигателей по соотношению мощности и массы в своем классе. Его конструкция выполнена по модульной схеме, снижающей материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт. Производство ТВ7-117СМ для Ил-114 определено правительством Российской Федерации в качестве приоритетных проектов развития отечественной авиационной промышленности. Авиационный двигатель ПС-90А для самолетов типа Ил-76, Ил-96, Ту-204/214 позволил почти вдвое повысить экономичность самолетов нового поколения и обеспечил их соответствие мировым нормам по экологии. Двигатель ТВ7-117В, который является вертолетной версией турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ, по показателям экономичности, ресурсов, надежности стоит в ряду лучших мировых образцов данного класса. В 2015 году ТВ7-117В получил сертификат типа АР МАК, который был выдан в соответствии с новыми требованиями авиационных правил. Сегодня двигатели ТВ7-117В производятся из полностью российских деталей, узлов и комплектующих. Как видно из примеров, перечисленных выше, российская промышленность способна стать полностью независимой от иностранных комплектующих и наладить собственное производство двигателей в рамках программы импортозамещения. Однако это не говорит о том, что Россия прекратила сотрудничество с партнерами, которые всегда отличались надежностью поставок и верностью своему слову. К примеру, отечественные предприятия работают в кооперации с французскими коллегами в рамках производства интегрированной силовой установки SaM146 для пассажирских авиалайнеров SukhoiSuperjet 100 (SSJ100). Это достойный пример удачной кооперации. Результаты этого сотрудничества привели к тому, что надежность вылета по расписанию самолета с двигателем SaM146 составляет 99,92 %, а сама установка полностью отвечает современным экологическим требованиям. Сегодня общая коммерческая наработка SaM146 на пассажирских авиалайнерах SukhoiSuperjet 100 (SSJ100) превысила 500 тысяч часов. Между прочим, кооперация с иностранными коллегами также нашла отражение в стратегии авиационного кластера. «Документ отвечает современным рыночным условиям, в частности, увеличению производства и поставок комплектующих для мировых лидеров отрасли, а также к развитию сервисной модели ведения бизнеса, например, в части пост-продажного обслуживания», - отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Вертолеты Особое внимание сегодня уделяется развитию сегмента гражданских вертолетов. В этом направлении системную работу ведет холдинг «Вертолеты России». По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, компания в настоящее время выводит новые модели российской техники гражданского назначения на мировой рынок. «Кроме того, сегодня одна из наших приоритетных задач – увеличение доли выручки холдинга от послепродажного обслуживания до 40% к 2030 году. Все вертолеты российского производства, которых в мире эксплуатируется более восьми тысяч единиц, должны быть обеспечены качественным и оперативным сервисом во всех странах, где они используются. Этот вопрос актуален еще и потому, что количество эксплуатантов винтокрылой техники по всему миру постоянно растет», - отметил Богинский. БРЭО и инфраструктура Однако стоит отметить, что авиастроительная отрасль это не только самолеты и вертолеты. Это еще и авиациаонные приборы, и аппаратура в аэропортах, и инфраструктура, которая позволяет этим самолетам взлетать и садиться. «Сейчас Ростех готовит к выходу ряд новых продуктов, которые позволят увеличить долю российских компонентов в российских гражданских самолётах. Таким образом, развитие кластера («Вертолёты России», ОДК, КРЭТ, холдинг «Технодинамика») будет происходить в тесном сотрудничестве с ОАК и другими компаниями», - сообщил Мантуров. К подобным продуктам относятся системы оптического наблюдения, которые установлены на вертолетах, аэростатах, легких самолетах. С их помощью ведется круглосуточный поиск, обнаружение и распознавание наземных, надводных, подвижных и неподвижных объектов в ходе спасательных операций. Системы позволяет решать задачи наблюдения на дальностях до 15 км днем и ночью. На данную продукцию сегодня наблюдается устойчивый спрос в Германии, Австрии, Италии, Испании и других странах ЕС. К аппаратуре, которая помогает летчикам пилотировать вертолеты, можно отнести и очки ночного видения, и лазерный гироскоп, и оптический проекционный блок коллиматорного индикатора, который может отображать важную навигационно-пилотажную информацию на лобовом стекле самолета. В целом объем производства бортового радиоэлектронного оборудования, среди которых пилотажно-навигационные комплексы, датчики, регистраторы и накопители, индикаторы, приборные панели составил 18 тысяч изделий на сумму порядка 3,5 млрд. руб. Автор: Михаил Рычагов

Стратегия авиационного кластера: кооперация производителей выведет отрасль на новый уровень
© ТК «Звезда»