Россияне больше не боятся идти в бизнес

По данным Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), активность бизнесменов в России выросла по сравнению с 2014 годом на 35% (в 2015-м опрос не проводился). По итогам 2016 года было зарегистрировано рекордное значение показателя, характеризующего количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями в нашей стране, — 6,3% взрослого трудоспособного населения, или 5,7 млн россиян. По показателю ранней предпринимательской активности Россия опередила Италию (4,4%), Германию (4,6%), Испанию (5,2%), Францию (5,3%) и Грецию (5,7%). Как рассказала «Известиям» руководитель проекта GEM в России, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская, в исследовании говорится не только о тех, кто уже зарегистрировал свой бизнес, но и о тех, кто пока не успел этого сделать. — Опрос включает и серый рынок, то есть фактическое, а не формальное число предпринимателей, — рассказала она. — Мы спрашивали: предпринимаете ли вы попытки создания бизнеса? И если да, они попадали в эту цифру. Говоря о причинах роста предпринимательской активности, исследователь выделила несколько моментов. — Да, мы серьезно выросли по показателям предпринимательской активности. При этом другие показатели, которые, по идее, должны на это влиять, по-прежнему плохие, — рассказала она. — Мы близки к концу рейтинга по восприятию людьми возможности открытия нового дела — 64-е место из 65. Также близки к концу по оценке респондентами своих возможностей по ведению бизнеса — 63-е место из 65. Но при всем этом у наших людей резко упал страх перед открытием нового дела. Если раньше по этому показателю мы также были в конце, сейчас уже на 10-м месте из 65. Таким образом, развитие бизнеса в России происходит не благодаря, а вопреки. Условия если и не ухудшились, то и не улучшились, собственных сил и ресурсов тоже больше не стало, но страх ушел. — Возможно, люди рассуждают так: «А чего бояться? Ждать, что будет хуже?» (34% российских предпринимателей считают создание бизнеса вынужденным шагом), — предположила исследователь. — Предпринимательство может играть разные роли в экономике. Как создавать новые рабочие места, так и быть локомотивом развития инноваций. И если с качественной стороной у нас пока еще не очень хорошо, то с количественной рост уже заметен. Как рассказал «Известиям» исполнительный директор Центра поддержки малого и среднего бизнеса Андрей Митрофанов, он не заметил резкого всплеска бизнес-активности в нашей стране. — Никакого общего тренда ни вверх, ни вниз я не наблюдаю. А предпринимательская активность по-прежнему сильно разнится в зависимости от региона, от рода деятельности, — отметил он. Однако омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Виктор Ермаков согласился с цифрами GEM. — Я не вижу в них ничего удивительного, — пояснил он. — Главным драйвером роста деловой активности для разумных людей — а у нас в стране разумные люди — являются рынки. Последние формируют спрос и предложение. И не бывает худа без добра. Санкции освободили для нас многие ниши. Начиная от поставки продуктов и заканчивая переработкой продукции и производством комплектующих. Иностранный бизнес снизил свою активность. А у нас, к счастью, есть немало предприимчивых людей, которые поняли, что свято место пусто не бывает, и заняли его. Это нормальная реакция. Среди других показателей нового исследования есть и такие: в 2016 году в России выросло количество людей, чей бизнес существует на рынке более трех с половиной лет, их число составило 5,3% от взрослого трудоспособного населения. И это самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования в России (с 2006 года). Также в 2016 году количество создаваемых бизнесов превысило в России количество закрытых на 60%. Если же говорить о закрытии бизнесов, то в основном оно объяснялось финансовыми причинами. 33% опрошенных сказали, что вынуждены были закрыть бизнес из-за того, что он не был прибыльным. 15% — из-за высоких налогов и бюрократии. Выше этот показатель был только в Македонии (30,9%), Италии (26,3%), Латвии (20,6%) и Хорватии (16,5%). При этом большинство россиян, как и раньше, пока (в ближайшие три года) не планируют открывать собственное дело. Однако по сравнению с 2014 годом показатель тех, кто планирует открыть свой бизнес, вырос с 2,6 до 5,2%. Схожий уровень демонстрируют Испания (6,1%) и Малайзия (6,4%). Одна из главных причин нежелания создавать собственное дело связана с тем, что только 28,4% россиян оценивают свои предпринимательские умения как достаточные. Схожие оценки зарегистрированы на Тайване (25,2%), в Малайзии (28,3%) и Китае (29,8%). Но во многих других странах они выше. ​​​​​​​

Россияне больше не боятся идти в бизнес
© Известия