Москва вошла в семерку самых интеллектуальных городов в мире
2017/05/19 11:03:28 Интеллектуальные городаУмные городаSmart cities«Умный город» — градостроительная концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом; активы города включают, но не ограничиваются, местные отделы информационных систем, школы, библиотеки, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и управления отходами, правоохранительные органы и другие общественные службы. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни с помощью технологии городской информатики для повышения эффективности обслуживания и удовлетворения нужд резидентов. ИКТ позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как город развивается, и какие способы позволяют улучшить качество жизни. За счет использования датчиков, интегрированных в режиме реального времени, накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются. Собранная информация является ключом к решению проблем неэффективности[1]. ИКТ используются для повышения качества, производительности и интерактивности городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов, улучшения связи между городскими жителями и государством. Применение технологии «умного города» развивается с целью улучшения управления городскими потоками и быстрой реакции на сложные задачи. Поэтому «умный город» более подготовлен к решению проблем, чем при простом «операционном» отношении со своими гражданами. Тем не менее, сам термин остается неясным в своей специфике, и, следовательно, предполагает множество толкований и обсуждений[2]. Отрасли, которые улучшают технологию «умного города» включают в себя государственные услуги, управление городской транспортной сетью, рациональное использование энергии, здравоохранение, рациональное использование воды, инновационные сельское хозяйство и утилизация отходов. По оценкам ООН, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, поставка коммунальных ресурсов и электроэнергии от района к району неоднородна и т.д. Чтобы предоставлять населению качественные городские услуги, администрации все чаще внедряют различные информационные системы. Определение умного города трактуется экспертами неоднозначно. И все же их формулировки сходятся в одном: умный город управляется данными, а управление данными позволяет муниципальным службам повышать качество жизни населения. Данные охватывают такие сферы жизни горожан, как безопасность, транспорт, медицинские услуги, коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д. Источниками данных служат видеокамеры, различные датчики, сенсоры, информационные системы и прочее[3]. Этот термин, наряду с термином «умный город», предлагают использовать аналитики PwC. Однако и тут существует проблема: нет единого стандарта или эталона, по которому можно было бы однозначно определить, насколько город хорошо или плохо управляется данными. Эксперты объясняют это тем, что технологический ландшафт мегаполисов постоянно меняется, разнородной информации, которая становится базой для реализации концепции DDC, становится все больше. Большинство российских ведомств уже накопили достаточно большие массивы данных и теперь могут использовать их потенциал для повышения качества принимаемых решений. За последние годы для повышения безопасности в России реализован ряд инфраструктурных проектов, которые связаны, в первую очередь, с установкой камер видеонаблюдения. Однако данные, поступающие с камер – это только один канал данных. Качественное повышение уровня безопасности требует перехода к про-активной деятельности, позволяющей спрогнозировать преступление и заранее спланировать распределение ресурсов для его предотвращения. Это возможно при анализе исторических данных о прецедентах для построения профилей риска – условий, при которых воспроизводится то или иное событие или совершается преступление. Построение таких профилей возможно с помощью моделирования зависимости между набором характеристик, описывающих объект, и исследуемым явлением[4]. При государственной поддержке модернизации инфраструктуры компании получают возможность инвестировать в коммерчески выгодные проекты. Проекты в рамках концепции умного города могут стать примером эффективной реализации государственно-частного партнерства. В 2014-2015 гг. разработаны ISO-стандарты, в которых отмечено, что существует три уровня проектов: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг. В стандартах определен перечень целевых показателей, измерение и контроль которых позволяет городам оценивать их развитие. ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» регламентирует 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям. Стандарт ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки производительности коммунальной инфраструктуры умных городов по 14 категориям основных потребностей сообщества (с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды). Сбор данных от городов и их анализ осуществляет международная организация Всемирного совета по городским данным World Council on City Data (WCCD), выполняющая функции сертификации городов по соответствию ISO-стандартам. Использование стандартов помогает количественно измерить состояние различных направлений в городах и определить проблемные области. Используя принятие решений, основанное на данных, города улучшают ключевые показатели и укрепляют позиции в международном реестре WCCD. Метрики ISO-стандартов отражают работу на разных направлениях: повышение качества услуг, эффективности инфраструктуры и отдельных объектов. Это предполагает оптимизацию систем энергоснабжения, водоснабжения, общественного транспорта, освещения и т.д., что требует комплексного использования аналитики. В экосистему «умных дорог» аналитики включают решения для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре с целью принятия решений, включая: Рейтинг устойчивого развития городов РФ составлен Агентством «Эс Джи Эм» в соответствии с принципами устойчивого развития территорий, определенных международными организациями и научным сообществом[5]. Рейтинг УР построен для 179 городов Российской Федерации с населением свыше 100 тыс. человек (всего в России 1112 городов). Позиции городов в рейтинге определены на основе 31 показателя, оценивающего три основные области устойчивого развития: экономическую, экологическую и социальную (включая демографическую). Цель рейтинга — выделение лидеров и аутсайдеров устойчивого развития среди российских городов для определения потенциала роста и повышения их конкурентоспособности. Председатель Совета директоров Агентства «Эс Джи Эм» Александр Бычков считает, что значение рейтинга устойчивого развития как инструмента оценки перспектив и возможностей роста российских городов становится все актуальнее после подписания Россией Парижского климатического соглашения и принятия на саммите ООН 17 целей устойчивого развития до 2030 года. Агентство видит свою задачу в том, чтобы популяризировать тематику устойчивого развития и в российских регионах. Агентство уже провело две региональных конференции по вопросам устойчивого развития городов в Калуге (2015 г.) и Тамбове (2016 г.). По мнению генерального директора Агентства «Эс Джи Эм» Елены Долгих, ценность рейтинга заключается в том, что руководители регионов могут использовать рейтинг как независимый инструмент оценки деятельности городских администраций. Анализ динамики результатов рейтинга с 2012 по 2015 год показал, что более сбалансированные с точки зрения экономического, социального и экологического развития российские города демонстрируют лучшую динамику в период экономического спада. Также было отмечено, что заметное позитивное влияние на устойчивость развития городов оказывает эффективное стратегическое планирование на муниципальном и региональном уровне. Результаты рейтинга устойчивого развития городов позволяют выделить группы лидирующих и отстающих муниципалитетов. Двадцать городов лидеров рейтинга можно условно разделить на четыре группы: Анализ изменения положения городов в рейтинге УР с 2012 по 2015 год показал, что положение основной части городов (87 %) изменилось незначительно. Заметно изменились позиции лишь каждого пятого города: так, для 20 городов (13% выборки) положение в рейтинге УР изменилось в пределах 30‒50 позиций, а для двух городов — даже более чем на 50 позиций. В лидерах роста оказались Новомосковск, Красноярск, Тула, Ачинск, в лидерах падения — Подольск и Нижний Тагил. В частности, планируется развитие территории международного аэропорта в Воронеже. Среди других проектов: строительство мусороперерабатывающего завода и борьба с пробками с помощью «умных» светофоров. В основу работы последних заложат японскую технологию, которая позволяет регулировать движение в онлайн-режиме исходя из анализа текущего транспортного потока. Еще одно приоритетное направление сотрудничества - организация инновационного городского планирования. К проекту предполагается привлечь специалистов всемирно известного архитектурного бюро Nikken Sekkei. Основная идея в том, чтобы планировать плотную и высотную городскую застройку как можно ближе к крупным транспортным узлам. Речь идет о жилье, торговых комплексах и общественно-деловых центрах. При таком подходе пользователи общественного транспорта смогут быстрее добраться до нужных им объектов. Основная цель рейтинга – выявить наиболее успешные практики использования умных систем и сервисов для повышения эффективности городского управления в России и простимулировать массовый переход на них других городов. Список показателей для участия в рейтинге будет разослан по городам, отобранным экспертами ИРИ. Данные будут собираться до конца февраля. В апреле предварительные результаты рейтинга будут обсуждаться в рабочей группе экспертов. Итоговый рейтинг будет представлен в 2017 году. Исследование «умных городов» будет базироваться на двух аспектах: на полевом опросе (среди представителей муниципалитетов, федеральных ведомств и др.) и на экспертной оценке решений и подходов, используемых в конкретных городах. Основу для исследования составили пять ключевых сфер: транспорт, энергетика, ЖКХ, промышленность и электронное правительство. Для каждой из них – выбраны показатели, отражающие технологичность и интеллектуальность. По мнению экспертов ИРИ, сформированный рейтинг обозначит лидеров использования технического и инновационного потенциала в городском управлении; сам рейтинг планируется представить по итогам проведенной работы с регионами осенью 2017 года. Приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности в городе является безопасность на общественном транспорте. Поэтому критерием является наличие ситуационного центра для интеллектуального интегрированного управления общественным транспортом. «В Москве система уже работает, вошла в топ-10 подобных систем мира в рейтинге PwC, и мы готовы делиться опытом», – рассказал генеральный директор Центра организации дорожного движения Правительства Москвы Вадим Юрьев. Также он считает, что необходимы критерии: Поскольку все сервисы базируются на ИКТ и интернет-доступе, заместитель директора Департамента развития высоких технологий Минкомсвязи России Дмитрий Никитин предложил среди основных критериев учитывать проникновение, скорость и стоимость интернета. Также важными параметрами он назвал: Город Циолковский, который будет построен на месте поселка Углегорск, с самого начала проектируется как умный. Циолковский, рассчитанный на 25 тысяч населения, создаётся неподалёку от космодрома Восточный и в основном предназначается для обслуживающего персонала космодрома. Согласно пресс-службе Спецстроя России, уникальность проекта в том, что все элементы системы «Умный город», использовавшиеся в различных городах России по отдельности, закладываются в инфраструктуру Циолковского изначально. Четыре сданных дома уже работают в рамках умного города, так, в них осуществляется мониторинг работы лифтов, систем ЖКХ и безопасности. До конца 2018 г. в 1840 школах Москвы заработает Wi-Fi, охватывающий всю территорию учебного заведения. Это будет одна из самых крупных в мире сетей, если говорить об учебных заведениях, утверждает ДИТ. 646 школ смогут начать пользоваться беспроводным интернетом уже в 2017 г. Проект бесплатного беспроводного доступа в интернет запустили в столице в 2012 году[7]. Сначала городская сеть Wi-Fi создавалась в местах отдыха — парках, пешеходных зонах, культурных пространствах. А теперь подключиться к интернету бесплатно можно и в метро, и на наземном транспорте, и в студенческих общежитиях. Сейчас по количеству точек Wi-Fi-доступа Москва занимает второе место в мире[8]. Городская сеть охватывает 24 открытые территории: Московский зоопарк, ВДНХ, парки и пешеходные улицы; 14 общественных пространств — библиотеки и культурные центры; а также 150 зданий студенческих общежитий. Всего в столице действует более 8,5 тысячи точек доступа (хот-спотов). Также бесплатный Wi-Fi доступен в метро и наземном общественном транспорте. Изначально городская сеть Wi-Fi развёртывалась в местах отдыха — парках, пешеходных зонах, культурных пространствах. Сейчас беспроводной интернет продвигается к районам массовой концентрации людей. В частности, запускается пилотный проект по развитию до 2018 года сети доступа внутри Садового кольца. Город будет активно взаимодействовать с инвесторами и телеком-операторами, чтобы совершенствовать инфраструктуру, создавать и тестировать различные сервисы для граждан и бизнес-пользователей[9]. Изучение геоаналитики — обезличенной статистики сотовых операторов о перемещениях абонентов по городу — позволило определить точки, где Wi-Fi наиболее востребован. Через два года в Москве появится порядка тысячи новых хот-спотов, например, на Кремлёвской набережной и Гоголевском бульваре, Моховой, Мясницкой, Большой Бронной и Большой Никитской улицах. Важной особенностью новой сети станет «бесшовная» авторизация. То есть один раз получив доступ в сеть, можно будет свободно перемещаться по зоне действия сигнала без повторного подключения. Как и сейчас, авторизоваться можно будет тремя способами: с помощью SMS-уведомления, учётной записи московского портала госуслуг или Единой мобильной платформы Москвы. Городская сеть Moscow_WiFi_Free имеет довольно высокие технические характеристики. Каждая точка доступа обеспечивает приём сигнала со скоростью 5–15 Мбит/с в радиусе от 20 до 50 метров и поддерживает до 100 пользовательских сессий. Сеть беспроводного доступа в наземном городском транспорте Mosgortrans_Free запущена в 2015 году. Сначала оборудованием оснастили остановки (сейчас таких хот-спотов около 450), затем его стали устанавливать и в транспортных средствах. Wi-Fi раздают порядка четырёх тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев, к концу 2016 года охват вырастет вдвое. За 2016 год количество парков с бесплатным Wi-Fi выросло в два раза. Беспроводной интернет в прошлом году стал доступен москвичам ещё в 12 зелёных зонах. Среди них — «Коломенское», парк Победы, Воробьёвская набережная, Московский зоопарк и другие. В общей сложности бесплатный Wi-Fi действует в 24 парках и пешеходных зонах (смотрите список ниже), в том числе на ВДНХ, в Парке Горького и «Музеоне», «Сокольниках» и других[10]. Только с 31 декабря 2016 года по 8 января 2017 года москвичи подключались к бесплатному городскому Wi-Fi в столичных парках порядка 125 тысяч раз. Лидерами по количеству авторизованных пользователей стали ВДНХ и «Сокольники». За все праздники их посетители подключились к бесплатному Wi-Fi 25 тысяч и 19 тысяч раз соответственно. «Лидером по объёмам скачанного трафика — 1744 гигабайта — стал парк `Кузьминки`. Наибольшая загрузка каналов зафиксирована в `Сокольниках`. Для качественной интернет-связи на территории этого парка установлено 165 точек доступа», — рассказали в Департаменте. На втором месте по плотности покрытия — ВДНХ с 128 хотспотами. Основная задача бесплатных городских Wi-Fi-сетей — дать жителям и туристам доступ в интернет. Это публичные сети, и они не шифруют данные, которые вы передаёте со своих планшетов или смартфонов, поэтому правила осторожности соблюдать надо. Если вы используете публичные сети для выхода в интернет, необходимо защитить свой смартфон или планшет программами безопасности, чтобы злоумышленники не перехватили ваши данные. Но сейчас большинство сайтов и сервисов самостоятельно шифруют трафик (то есть обмен данными), поэтому слишком сильно переживать за безопасность не стоит. Не стоит переживать и за сохранность ваших персональных данных: логина, пароля и других сведений, которые вы указывали на сайтах города. Они защищены, не передаются третьим лицам и хранятся в зашифрованном виде в московской единой мобильной платформе, говорят специалисты столичного Департамента информационных технологий. Сейчас специалисты изучают возможности разных беспроводных технологий, например Li-Fi, LoraWAN, NB-IoT, и выясняют, есть ли у города необходимость их использовать. Все эти технологии можно применять в «интернете вещей» — для обмена информацией между разными устройствами в автоматическом режиме. Так, система учёта водоснабжения может автоматически запрашивать данные о расходе воды у счётчиков, которые стоят в квартире, а умный городской транспорт будет автоматически получать данные о пробках и изменениях в работе светофоров. Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, нужны технологии передачи данных и надёжные экономичные устройства. Скажем, чтобы датчик, передающий информацию, работал от одной батарейки десять лет. Такие варианты сейчас и подбирают специалисты. Возможно, элементы «интернета вещей» используют в новом городском проекте «Smart квартал Люблино». Например, подъезды домов оснастят системами, которые будут выключать свет, если на лестничной клетке никого нет. Сейчас идёт подготовка конкурса на разработку проекта квартала, а стартовать он должен в первом квартале этого года. В ближайших планах — увеличить количество уличных точек доступа в пределах Садового кольца. Это расширит бесшовную зону доступа, в которой смартфон не будет терять сеть, пока вы гуляете по центру Москвы. Москва заняла второе место в мире по длительности автомобильных пробок. К такому выводу пришли эксперты исследовательской группы Inrix, проанализировав 1068 городов в 38 странах. По данным компании, за 2016 год столичные водители провели в заторах 91 час 24 минуты. При этом в исследовании отмечается, что за год длительность столичных пробок снизилась. А вот в общем зачете «пробочных» стран Россия, представленная сразу 103 городами, штаты обошла. В среднем российские автомобилисты за 2016 года потеряли в заторах 42 часа. Больше только у Индонезии (47 часов), Колумбии (47 часов) и Таиланда (61 час). 9 февраля 2017 года некоммерческая исследовательская организация Intelligent Community Forum (ICF), занимающаяся вопросами создания рабочих мест и экономического развития в мире, составила 15-ю по счету редакцию рейтинга семи самых интеллектуальных городов. Впервые в списке оказалась Москва. В исследовании ICF отмечается, что мэр Москвы Сергей Собянин вложил огромные денежные средства и политический капитал, чтобы превратить мегаполис в привлекательное место для интеллектуальных компаний, научный центр и город, в котором правительство служит на благо людей максимально эффективно и прозрачно. Внедрение цифровых технологий для этих целей делает Москву одним из крупнейших городов в мировом интеллектуальном сообществе. Также специалисты обратили внимание на присутствие в московском регионе 26 технопарков и технополисов, которые поддерживают более 1300 высокотехнологичных компаний. До конца 2017 года планируется удвоить число этих объектов. Еще одним плюсом в пользу Москвы стало второе место города по количеству точек беспроводного интернет-доступа в мире после Сеула. Помимо столицы России, в рейтинг самых интеллектуальных городов в 2017 году вошли: В ICF составляют перечень самых интеллектуальных городов на основе следующих критериев: высококвалифицированные кадры, инновации, развитие широкополосного доступа в интернет, цифровое равенство, устойчивое развитие и активная позиция граждан. [11] В части многоквартирных домов столичного района Люблино внедрят элементы «умного» города. О начале эксперимента рассказал в январе 2017 года «Ведомостям» замруководителя департамента информационных технологий Москвы Андрей Белозеров. Конкурс на проектирование «умного» квартала объявят в первом квартале 2017 года[12]. Эксперимент предполагает, что элементы Smart Сity внедрят в уже построенных многоквартирных домах. По его итогам власти решат, стоит продолжать подобную практику в столице. «Подопытными» станут всего несколько домов и дворов в Люблино. Жилые здания оснастят несколькими «умными» системами. Это, в частности, интеллектуальное отопление (температура радиаторов зависит от температуры за окном) и интеллектуальное освещение в подъездах (свет выключается, когда никого нет). Также в домах установят «умные» счетчики, которые сами будут передавать показания коммунальным службам. Во дворах планируется оборудовать «продвинутые» мусорные площадки. На них будет автоматический контроль заполняемости контейнеров и автоматическая сортировка самого мусора. Ряд экспертов опасаются, что непродуманное внедрение подобных технологий может привести к росту тарифов ЖКХ. Проведение подобных локальных экспериментов позволит избежать такого рода «подводных камней». Терминалы для видеообращений пассажиров появятся на всех столичных вокзалах в течение 2017 года. Сейчас на Казанском вокзале установлены три терминала, а на Ленинградском – пять устройств. В 2017 году на всех железнодорожных вокзалах Москвы установят видеотерминалы для обратной связи пассажиров. На столичных вокзалах уже работают такие устройства – три терминала на Казанском вокзале, и пять на Ленинградском. С помощью видеотерминалов пассажиры смогут более оперативно отправить видеосообщение с жалобой или предложением в дирекцию РЖД, чем в письменной форме. На видеозаписи будет видно насколько возмущен человек, объективно ли он описывает ситуацию. Ответ будет размещен на сайте дирекции. В июле 2016 года в рамках исследования PwC был изучен опыт 28 главных мировых мегаполисов в реализации концепции DDC («город, управляемый данными», data driven city). Отчет базируется на двух взаимодополняющих методах: семантическом анализе метаданных о городах и технологиях и экспертной оценке решений data driven[14]. Исследователи PwC особо отмечают опыт Москвы в построении «Единой медицинской информационно-аналитической системы» (ЕМИАС). Запущенный пять лет назад в российской столице проект сейчас эксперты называют уникальным в мировой практике. ЕМИАС сочетает в себе ситуационный центр, цифровые регистратуры и медкарты, лабораторный сервис, медицинские рецепты и т.д. Системой охвачены также все коммерческие учреждения здравоохранения. ЕМАИС охвачено свыше 600 медучреждений, около 22 тыс. их сотрудников. Авторы доклада отмечают, что В Москве функционируют единые центры, первый отвечает за управление транспортными службами, второй – за функционирование и обслуживание «Тройки» – единой карты для оплаты проезда в столичном транспорте: метро, автобусах, трамваях, троллейбусах, электричках и т.д. Умные транспортные знаки сообщат водителям о текущей ситуации на магистралях. Проект бесшовного и бесплатного Wi-Fi для пассажиров также был отмечен экспертным сообществом. Еще одно достижение столицы: на один квадратный километр городской территории приходится около 55 видеокамер. С их помощью раскрывается порядка 70% всех совершенных преступлений. Во всех городах распространены платформы для краудсорсинга, однако наиболее масштабный проект в этой области реализован в Москве («Активный гражданин»). Запущенный в 2014 г. «Активный гражданин» представляет собой электронную платформу для голосования по различным вопросам городского устройства. «Наш город» — это геоинформационный портал. Созданный в 2011 г. он позволяет сообщить о конкретной городской проблеме ответственному органу власти и служит дополнительным средством контроля качества работы управляющих компаний и подрядчиков для городской администрации. Расходы Департамента ИТ Москвы (ДИТ) в 2017 г. могут вырасти почти в полтора раза. Об этом в разговоре с журналистом CNews в рамках прошедшего в середине ноября CNews Forum 2016 сообщил глава ДИТ Артем Ермолаев. «В 2017 г. бюджет увеличится почти в полтора раза. Если не в полтора, то на 30% точно», — сказал он[15]. В 2016 г. на столичную информатизацию официально было выделено p32,14 млрд. Таким образом, прогноз московского министра на финансирование его ведомства в 2017 г. находится в интервале от p41,78 млрд до p48,21 млрд, что означает прирост к предыдущему году на p10-16 млрд. В ближайшие 2-3 года большинство таких услуг будет переведено в электронный вид, пообещал Ермолаев. Так, например, с 1 декабря запись в первый класс будет осуществляться только онлайн - через сайт или мобильное приложение. Госуслуги, впрочем, не единственное направление «умного» развития столичной агломерации. Соответствующая стратегия предполагает внедрение современных информационных технологий в ЖКХ, образование, здравоохранение и другие сферы жизни города. Приоритеты ДИТ – социальная ориентированность и персонификация Столичные власти планируют потратить 175 млн рублей для установки внутри Садового кольца оборудования, которое обеспечит гражданам бесплатное беспроводное интернет-соединение, сообщает радиостанция «Говорит Москва»[16]. Отмечается, что подобное оборудование будет установлено в 425 местах, а частности на Неглинной, Моховой и Мясницкой улицах, Цветном, Тверском и Чистопрудном бульварах, а также на Красной площади и Кремлевской набережной. При этом городской Wi-Fi будет доступен не только на улицах, но и внутри зданий. Для использования сети москвичам в обязательном порядке нужно будет пройти через процедуру идентификации. Ранее сообщалось, что в Москве до конца лета объединят бесплатный Wi-Fi в метро и наземном транспорте[17]. Петербург и Казань можно отнести к городам с «умным» ЖКХ. Северная столица - город с налаженной системой автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией. Реализованы хорошие наработки по управлению транспортом. Умное уличное освещение появится в Астане уже в 2017 году Столица Казахстана получит системы умного уличного освещения уже в 2017 году, сообщает агентство «Хабар». Ожидается, что около 90% освещения в Астане станет интеллектуальным, благодаря чему станут доступны ещё 10 дополнительных услуг умного города. Как рассказал в ноябре глава города Асет Исекешев, на 2017 администрация планирует установить 25 тысяч современных энергоэффективных ламп, что может снизить траты на электроэнергию более чем на 60 %[18]. По словам Исекешева, важность проекта заключается и в том, что создаётся новая городская инфрастуктура. Так, после замены ламп, фонари могут быть оснащены датчиками для сбора различных данных о городском трафике, экологическом состоянии окружающей среды. Исекешев также отметил, что проекты реализуют на деньги частных инвесторов. Проект «Умный город» развернут в Баку компания Huawei и министерство транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана. Об этом заявил на пресс-конференции 18 марта 2017 года вице-президент Huawei по центральной Азии и региону Кавказа Марко Ху. Он отметил: «В Азербайджане разработана Концепция развития «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее» и стратегическая дорожная карта по развитию телекоммуникационных и информационных технологий. Мы как компания также стараемся внести свой вклад в превращение республики в регионального лидера»[19]. Так, уже запущенный в столице Азербайджана проект «Общественный Wi-Fi» послужил началом для внедрения «Умного города». Роль, которую преследует компания Huawei, заключается в том, чтобы помочь Минсвязи республики в становлении проекта. «В последующие этапы будут реализованы такие компоненты как «Умный транспорт», «Умный порт», «Умная торговля» и т.д., по каждому из которых имеются конкретные решения, которые будут внедряться поэтапно», – сказал Марко Ху. Осенью 2016 года стало известно, что в грузинском Батуми планируется внедрить систему «умный город», которая будет мониторить климатическое состояние в городе и давать рекомендации в случаях ухудшения погодных условий[20]. Батуми станет одним из первых «умных городов» в мире, в котором с помощью системы мониторинга климатического состояния можно будет планировать архитектурное развитие города, прогнозировать риск природных катаклизмов, улучшать туристическую инфраструктуру города, информировать водителей об изменении дорожной обстановки из-за погодных условий, а также развивать агропромышленный сектор. Семь синоптических автоматических центров управления уже установлены в Батуми и его окрестностях. Именно они будут аккумулировать весь спектр погодных данных и формировать различные прогнозы, а также через специально разработанную систему предупреждений для служб и районных администраций информировать о приближающейся метеорологической опасности. Власти города осуществляют этот проект совместно с некоммерческой организацией Your Forest. В Лондоне пожарная служба использует социально-демографические данные для оценки и профилактики пожарных рисков. Такие показатели жителей как возраст, образование, доход, тип занятости, тип жилья и другие позволяют построить предиктивную модель, повышающую качество оценок риска пожара по районам города. Инициатива Smart London провозглашена администрацией города в 2013 году. Благодаря ей развиваются многие сектора городского хозяйства, а особенно – транспортная отрасль. Управление транспорта столицы Великобритании, получая разнородные данные, составляет оптимальные маршруты для городского транспорта и своевременно оповещает население об изменении в маршрутах движения, о дорожных работах и чрезвычайных ситуациях. Аналитики PwC отмечают, что лондонцам доступно несколько десятков мобильных сервисов для пассажиров. На 1 кв. км. Лондона приходится свыше 300 камер наружного видеонаблюдения. Статистическая аналитическая система (САС) помогает в предугадывании пожароопасной обстановки. Статический анализ, который лежит в основе САС, помогает обнаруживать наиболее незащищенные от огня здания и неблагополучные семьи. Демографические, геологические, исторические и другие данные (рассматривается 60 критериев) используются при моделировании каждого района. Это существенно сократило случаи возгораний жилых построек. Единую систему анализа данных, используемую особым департаментом администрации правительства Нью-Йорка (MODA), аналитики PwC ставят в пример другим мегаполисам, управляемым данными. Комплекс датчиков, инсталлированный по городу, обнаруживает и определяет вибрации от выстрелов оружия. Полиция тотчас же получает информацию о районе стрельбы и отправляется на место происшествия. Система предугадывания пожаров в североамериканском мегаполисе использует анализ Big Data. Для прогнозирования задействуются как свежие, так и исторические данные, например, то, насколько часто и в какое время года в каждом рассматриваемом квадрате случаются пожары. Система позволила на 70% увеличить эффективность проверок объектов на предмет соблюдения противопожарных норм. Ежедневно в этом североамериканском мегаполисе собирается 10,5 тыс. тонн бытовых и 13 тыс. тонн промышленных отходов. Чтобы справится с таким объемом, задействована BigBelly – система, управляющая эффективной утилизацией отходов. Она определяет, на каких улицах больше всего скапливается мусора и успевают ли коммунальные службы его убирать. Это позволяет сэкономить человеческие и материальные ресурсы. В столице Австралии для определения степени загруженности автомобильных трасс используется система SCATS. Она вычисляет плотность загрузки дорог с помощью вмонтированных в полотно датчиков и сенсоров. Информация поступает в специальные ЦОД, которые, анализируя данные системы, самостоятельно управляют светофорами. В результате протяженность пробок сократилась на 40%, время в пути – на 20%, объем сжигаемого топлива – на 12%, а объем выхлопных газов – на 7%. Онлайн-сервисы позволяют австралийцам узнавать о состоянии воздуха благодаря интеграции данных систем мониторинга атмосферы с мобильными сервисами. Этот проект пилотный и запущен лишь в одном районе Сиднея. За предоставление информации отвечают четырнадцать датчиков, которые передают данные круглосуточно. Системе под силу определить химический состав и содержание вредных частиц в воздухе. Мадрид входит в пятерку наиболее густо населенных муниципалитетов Европы. Для справки, город производит порядка 1 млн тонн бытовых отходов в год, а его жители потребляют около 15 млн кубометров воды за 12 месяцев. Кроме того, город занимается управлением множественными имущественными активами, например, собственным парком из 1,7 млн транспортных единиц, более чем 250 тыс. осветительных приборов, а также следит за состоянием 287 тыс. деревьев. В июле 2014 г. стало известно о том, что Мадрид будет использовать технологии IBM Smarter Cities для улучшения работы сервисов, предоставляемых гражданам городской администрацией, а также работы инструментов коммуникации и взаимодействия с жителями. Подразделение IBM, INSA, утверждает, что данный проект является крупнейшим в области создания сервисной экосистемы в Испании, главная его цель состоит "в улучшении городской жизни для всего трехмиллионного населения Мадрида". Стоимость проекта - 14,7 млн евро, основу внедряемых решений составят технологии для анализа и управления большими данными. С их помощью городская администрация будет управлять работой с каждым сервис-провайдером и соответствующим образом оплачивать ее в зависимости от уровня услуг. Речь идет о подрядчиках администрации, которые следят за состоянием улиц, освещением, ирригацией, зелеными насаждениями, осуществляют уборку территории и вывоз, а также переработку мусора. В городе реализуется более 80 «умных» инициатив от прикладного портала до схем поощрения краткосрочного пользования свободными городскими землями. В Барселоне информация со всех городских датчиков, а их насчитывается более 600, собирается специальной интегрированной платформой Sentilo. Эти данные – открытые, а на их основе городские власти планируют застройку городской черты, прокладку автотрасс и инженерных коммуникаций. Система сбора мусора в этом мегаполисе также отличается интеллектом. Ультразвуковые сенсоры, вмонтированные в мусорные контейнеры, оповестят коммунальные службы, что пора приступать к вывозу отходов. Система самостоятельно рассчитывает график передвижения коммунального спецтранспорта, чтобы сэкономить топливо, человеческие ресурсы и своевременно вывозить отходы. За последнее время благодаря усовершенствованию систем видеонаблюдения улучшилась безопасность жителей города. По официальным данным, в городе отмечен спад криминальной активности, при этом доля краж, на которые в 2014 г. приходилось более половины всех преступлений, за год упала на 30,2%. Показателен опыт внедрения решений Smarter Cities в Рио-де-Жанейро. Решение о необходимости организации в городе Rio Operations Center возникло после очередного схода селя с холма, на котором располагались часть городских районов. В связи с сильными ливнями сели сходили довольно часто, но один из них оказался особенно разрушительным, погибло много людей, оказались уничтожены дома. По договоренности с IBM городская администрация приняла решение организовать центр, в который стекалась бы информация о погоде, состоянии почв, ситуации на дорогах и т.д. – всего в центр поставлялись данные более 30-ти ведомств и, соответственно, появилась возможность обеспечить обратную связь, связав между собой все эти ведомства. Теперь при получении информации о приближающемся сильном ливне городские службы точно знают, на какой участок нужно послать максимальное количество спасателей, где нужно быстро организовать эвакуацию людей, какие пути лучше использовать и т.д. В ноябре 2011 года система была еще усовершенствована: система оповещения городских властей и аварийных служб об изменении погодных условий была автоматизирована (до этого оповещения рассылались вручную). Кроме того, информация из Rio Operations Center ежедневно публикуется в социальных сетях и рассылается на мобильные устройства пользователей. Кроме того, на Facebook и Twitter публикуется постоянно обновляемые метеосводки, состояние на дорогах и другая полезная информация. В исследовании Government Technology, под названием «Эволюция умных городов и подключенных сообществ» (Evolution of Smart Cities and Connected Communities), Азия была названа в качестве глобального лидера по развитию «умных» городов будущего[21][22]. Два ключевых фактора развития «умных» городов, по мнению авторов исследования, - это рост населения и продолжающаяся глобальная урбанизация. Все больше и больше людей выбирают городской образ жизни, а потому наблюдается все более острая необходимость в эффективности управления городами. В исследовании приводятся данные о том, что проекты смарт-городов выросли на 30% с 2013 по 2016 года. Так что самое время заглянуть в будущее. В то время как достаточно много говорилось о прогнозах опасностей «умных» домов, важно также оценить положительные и отрицательные стороны «умных» городов, особенно акцентировать свое внимание на проблемах их безопасности. Чем выше уровень подключения, тем больше уязвимостей Всегда первая проблема для правительств, частных компаний и общественности, когда речь заходит о чем-то «умном», - это, конечно, хакеры. Они способны нанести крупный ущерб компаниям, а также разрушить жизнь обычных людей. Может ли хакер в будущем остановить работу городской инфраструктуры? В 2015 году Цезарь Церрудо из IOActive Labs провел амбициозный эксперимент, чтобы показать уязвимость «умного» города перед хакерами. Это немного напомнило ограбление по-итальянски или недавние инциденты с видеоиграми Watch Dogs компании Ubisoft: Церрудо прогуливался по улицам Вашингтона и «сканировал» местные датчики трафика, используемые для организации дорожного движения. Он обнаружил, что данные не были зашифрованы, а уровень защиты был далек от требуемого. Затем в лаборатории он взломал устройства и заявил, что ими можно манипулировать, чтобы изменить работу светофоров, в результате чего город может столкнуться с большими проблемами, а люди попасть в серьезные аварии. «Эти проблемы с трафиком могут стать причиной реальных инцидентов, даже со смертельным исходом, в результате которых будут происходить несчастные случаи или будет затруднена работа скорой помощи, пожарных или полиции, которые спешат на срочный вызов», - сказал Церрудо. Компания Sensys Networks, обслуживающая данные сенсоры, отреагировала на заявления Церрудо и обвинила его в преувеличениях, однако информации о такой потенциальной опасности было достаточно для того, чтобы власти Вашингтона решили проверить безопасность их системы управления дорожным движением. Хорошо, что данная уязвимость была обнаружена человеком, который пытается помочь. Если бы на его месте был злоумышленник, то как он мог бы использовать данную информацию? В будущем этот вопрос все чаще и чаще придется решать органам власти и экспертам по безопасности: смарт-город с высоким уровнем подключений повышает вероятность того, что кто-то смог бы манипулировать целой инфраструктурой в том случае, если не будет обеспечен должный уровень безопасности. Подключенные машины представляют наибольший интерес, потому что они являются одной из главных особенностей «умных» городов в будущем. Если все сделано правильно, то они могли бы ежедневно спасать тысячи жизней. Представьте себе будущее, где люди оглядываются на автомобили 21 века и удивляются, как их предки могли подвергать людей опасности, позволяя им вручную управлять автомобилями. Если удалить человеческий фактор из управления движением, то тысячи жертв ДТП, происходящих ежедневно, могут стать отдаленными воспоминаниями. Конечно, до такого будущего еще очень далеко. Тем временем существуют серьезные риски, с которыми необходимо бороться. Раз хакеры могут проникнуть в IoT-системы городской инфраструктуры и вызвать проблемы, то они также могут манипулировать и чьим-нибудь автомобилем, находящимся в пути, что может привести к реальной опасности в реальном времени. Например, в 2015 году Fiat Chrysler пришлось отозвать 1,4 миллиона автомобилей после того, как два исследователя Крис Валашек и Чарли Миллер обнаружили, что они могут удаленно отключать тормоза у Jeep Cherokee и перехватить контроль над информационно-развлекательной системой Uconnect, установленной в автомобиле. Впечатляет другая история: нечто подобное было произведено хакером, который на мгновенье смог перехватить управление коммерческим самолетом, в результате чего тот изменил свой курс. Крис Робертс из One World Labs сумел перехватить контроль над самолетом, когда он находился на борту самолета в качестве пассажира, подключившись через кабель к Seat Electronic Box, который находился у него под сиденьем, и тем самым проникнув в развлекательную систему самолета. Робертс заявил в ФБР, что он взламывал самолеты от 15 до 20 раз, и что он хотел только выявить уязвимости, которые могли бы быть устранены. Приложения «умного» города уже стали использоваться для повышения безопасности людей во всем мире. Один из примеров тому – инициатива компании NEC, которая снизила уровень автомобильных краж в городе Тигре (Аргентина). В Тигре использовался высокоточный анализ в режиме реального времени с технологией распознавания лиц для идентификации преступников и даже для обнаружения подозрительного поведения людей. «Городская система видеонаблюдения» на 80% сократила количество краж автомобилей в городе после того, как она была внедрена. Конечно, распознавание лиц может сделать мир намного более безопасным. Хотя тут есть один нюанс. Какие возможности мы хотим передать в руки органов власти? Wikileaks подчеркивают, что за последние несколько лет вопросы онлайн-конфиденциальности стали очень актуальными, и тут есть масса нюансов. Существуют политические партии, которые хотят решить проблему онлайн-конфиденциальности, но многие из них рассматривают шифрование как инструмент, который больше необходим для преступников, нежели для того, чтобы повысить уровень безопасности людей при защите от них. Стоит ли жертвовать онлайн-конфиденциальностью миллионов обычных людей для того, чтобы иметь возможность отслеживать онлайн-активность преступников и террористов? На этот вопрос очень сложно ответить, что и показала «битва» Тима Кука и компании Apple с ФБР в прошлом году. Здесь есть большие риски. Кто именно будет иметь доступ к огромному объему «цифровых следов» обычных людей с их повседневной жизнью, которые будут генерироваться в будущем? Как они будут использовать эти данные? Кроме того, если в наши дни органы власти ведут себя не совсем добросовестно, взламывая наши устройства, а Интернет позволяет нам стать жертвой натиска целевой рекламы, то как мы будем защищать наши данные в будущем? Распознавание лиц означает, что за нами постоянно будут следить, как в случае с беспилотниками, которые уже используются для видеоконтроля – все это рисует жуткие сравнения с Большим братом Оруэлла. Эти технологии позволяют создавать данные о нас без нашего разрешения, и мы не имеем никакого контроля над ними. Подключенные машины, которые управляются без водителя, видеоконтроль с помощью технологий распознавания лиц…. Все это несколько пугающие перспективы. Но какое слово здесь ключевое? Перспектива. Легко раздувать страхи по поводу будущего, переоценив преимущества технологий, которые появятся. По данным недавней редакционной статьи в Chicago Tribune, - это одна из непосредственных опасностей смарт-городов. Нет сомнений в том, что мы живем в невероятно технологический век, и что сейчас уже появляются технологии, которые ранее жили только лишь в фантазиях людей. Хотя с другой стороны в проекты «умных» городов вкладываются миллиарды долларов, и они могут отвлекать от других важных вопросов, над которыми стоит задуматься. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, например, решил потратить 18 миллиардов долларов США для подключения 250 000 деревень к Интернету. Хотя в тоже время, по мнению Chicago Tribune, многие из этих деревень не имеют нормальной питьевой воды и стабильного электроснабжения. Решение этих проблем, безусловно, должно быть более приоритетным вопросом в повестке дня. Еврокомиссия, между тем, недавно подсчитала, что внедрение 5G в Европе может обойтись в 56 миллиардов евро. Радует то, что прогнозируемые социально-экономические выгоды такого внедрения в ближайшие 10 лет составят примерно 113 миллиардов евро. Большие ли тут риски? Правительствам стран и общественным организациям следует все тщательно проанализировать, чтобы понять, чего больше принесут эти технологии: пользы или вреда. Быстрый темп инноваций в ИТ и перемен в обществе создал у ИТ-директоров в органах государственного управления ощущение безотлагательности и готовность экспериментировать в рамках инициатив «умного города» и открытых данных, отмечает Gartner. Будучи правильно спланированы, эти устремления поставят первопроходцев в госсекторе в самый центр ИТ-инноваций в обществе[23]. Как результат, Gartner прогнозирует, что к 2019 году 50% жителей городов-миллионеров будут ощущать выигрыш от программ «умного города», по собственной воле предоставляя свои персональные данные. Объем и разнообразие данных, генерируемых гражданами, будут продолжать расти как следствие растущей распространенности потребительских устройств и Интернета вещей. Граждане будут ощущать определенные выгоды такого пассивного предоставления данных в результате взаимодействия госслужб и коммерческих организаций. Однако по мере того, как это «гипервзаимодействие» (hyperconnectivity) набирает силу, граждане будут всё отчетливее сознавать ценность этих данных о своей жизни и будут готовы сами делиться ими для извлечения полезного результата «в нужный момент». Этот процесс предоставления данных ускоряется стремлением к эффективности и удобству. Так, одним из главных затруднений при взаимодействии граждан с госслужбами является сложность прохождения через множество инстанций. Простой вопрос «Имею ли я право голосовать?» может потребовать сложных процедур, изучения правил и посещения многих вебсайтов. Как результат, граждане отдают предпочтение диалоговым платформам, таким как виртуальный консультант или чат-бот, вместо традиционных приложений и вебсайтов. Госслужбы также приспосабливаются к этим переменам. К примеру, Управление общественной безопасности штата Юта разрешает пройти экзамен на водительские права с помощью Amazon Echo, а власти Сингапура в сотрудничестве с Microsoft ведут работу над проектом «разговорной платформы», намереваясь создать чат-боты для целого ряда госуслуг. Одно из последствий этого — быстро растущий объем генерируемых машиночитаемых данных о том, как граждане взаимодействуют с госслужбами и службами своего города, что создает громадную возможность разработать порталы открытых данных, которые могут повысить эффективность, удобства для пользователей, продвигая при этом инновацию и принося доход государственным организациям. Некоторые города уже строят биржи данных, особенно в свете растущих потоков от IoT. Одним из примеров может служить Data Exchange Копенгагена, предпринимающая самые первые шаги по «подключению» горожан к данным, предоставляя доступ к городским данным по Сети и набор инструментов («lenses»), чтобы просматривать информацию. Следующий шаг в построении настоящей торговой площадки — это предоставить и организовать эти данные так, чтобы создать возможность их коммерческого использования. Gartner прогнозирует, что к 2020 году 20% всех органов местного самоуправления будут получать доход от «расширенных» (value-added) открытых данных через порталы («рынки») данных. Ключ к монетизации — в том, чтобы автоматизировать и расширить пользовательский интерфейс, дав возможность гражданам и коммерческим клиентам обнаруживать данные, выполнять их подготовку, выявлять закономерности и делиться ими с членами группы или в организации. В ноябре 216 года Nokia объявила о выпуске стратегического отчета «Сценарии развития интеллектуальных городов», в котором рассмотрены передовые практические методики организации работы интеллектуальных городов. Отчет описывает конкретные шаги, которые могут предпринять городские администрации для успешной реализации стратегий, использование которых позволило руководству других городов расширить их интеллектуальные возможности, повысить безопасность и устойчивость функционирования. Данный отчет, подготовленный по заказу Nokia компанией Machina Research, поставщиком стратегических аналитических данных о рынке систем для Интернета вещей (IoT), составлен по результатам первичных исследований стратегий и достигнутых результатов 22 городов всего мира[24][25]. Исследование обнаружило значительное разнообразие стратегий организации интеллектуального города, принятых в разных городах, однако позволило определить три основных пути, используемых для расширения интеллектуальных возможностей городов. Путь, условно называемый «якорь», предусматривает развертывание в городе одного приложения для решения наиболее острой проблемы, такой как перегруженность дорог, и затем добавление других приложений с течением времени. Путь под названием «платформа» заключается в создании базовой инфраструктуры, необходимой для поддержки широкого ряда интеллектуальных приложений и сервисов. В противоположность этим подходам так называемые «бета-города» внедряют в рамках пилотных проектов сразу несколько приложений, чтобы оценить их эффективность перед принятием решений о долгосрочном внедрении. В ходе исследования обнаружились существенные различия между городами, причем даже теми, которые следуют одному и тому же пути. Однако оно позволило выявить ряд конкретных практик, которые приняты в успешных интеллектуальных городах и, по-видимому, могут быть одинаково полезны для всех. В частности: По прогнозам, к 2050 году в городах будет проживать 66% населения Земли , поэтому жизненно важно разработать стратегии, направленные на более эффективное удовлетворение потребностей их растущего населения. В ходе эволюции интеллектуальных городов незаменимую роль сыграют интеллектуальные платформы ИКТ и IoT. Исследование показало, что многие города уже используют данные технологии, чтобы оптимизировать инфраструктуры и сервисы, принимать более обоснованные решения, стимулировать развитие экономики и социальных связей, создавать более безопасные и экологически дружественные сообщества, расширяя при этом спектр общественных услуг.