Владимир Лисин избавился от пассажиров

Он полностью консолидировал грузовой бизнес VBTH Акционеры судоходной компании Volgo-Balt Transport Holding решили разделить бизнес. В то время как большая часть компании полностью отошла UCL Holding Владимира Лисина, миноритарии Ришат Багаутдинов и Сергей Касьяненко получили в обмен на свои доли круизную компанию "ВодоходЪ". Эксперты полагают, что такое решение выгодно для обеих сторон и позволяет им разделить риски грузовых и пассажирских перевозок. Акционеры судоходно-судостроительной компании Volgo-Balt Transport Holding (VBTH) -- UCL Holding Владимира Лисина и миноритарии Ришат Багаутдинов и Сергей Касьяненко -- решили разделить бизнес. Как сообщил в пятницу UCL Holding, он выкупил у миноритариев принадлежавшие им 20% VBTH, а те в обмен получили 100% в одном из подразделений VBTH -- компании "ВодоходЪ", занимающейся внутренними круизными перевозками. В начале этого года ФАС дала разрешение трем кипрским структурам миноритариев Fastlead Limited, Maracol Limited, Valbridge Limited (FMV) на приобретение "Водохода". В состав VBTH входят Волжское и Северо-Западное пароходства, "В.Ф. Танкер" и Окская судоверфь. Консолидированной отчетности дивизиона нет, в первом полугодии прошлого года Волжское пароходство (с учетом результатов "В.Ф. Танкер") получило 8,5 млн руб. чистой прибыли по МСФО при выручке в 1,38 млрд руб. (снижение на 7,5%). Северо-Западное пароходство за тот же период получило убыток по МСФО в 7,8 млн руб., выручка снизилась на 1,5%, до 3,7 млрд руб. Флот "Водохода" -- 23 круизных теплохода, 9 судов пассажирского скоростного флота и 5 судов прогулочного флота. В 2016 году "ВодоходЪ" перевез 497 тыс. пассажиров. По данным СПАРК, выручка "Водохода" в 2015 году по РСБУ -- 2,6 млрд руб., чистая прибыль -- 55 млн руб. Стороны не раскрывают детали соглашения, сделка закрыта, говорят "Ъ" в UCL Holding. Представитель компании отметил, что решение о разделении бизнеса было принято в конце прошлого года. Как отмечается на сайте UCL Holding, "сделка направлена на разделение между акционерами VBTH активов в части грузовых перевозок водным транспортом, с одной стороны, и перевозок пассажиров в рамках речных круизов, с другой стороны". По словам гендиректора управляющей компании UCL Holding Игоря Федорова, продажа компании "ВодоходЪ" позволит сосредоточить управление на профильном бизнесе -- перевозках массовых сухих и нефтеналивных грузов водным транспортом. Владимир Лисин купил 80% в VBTH в 2008 году за $180 млн у Ришата Багаутдинова, Владимира Касьяненко и Виктора Олерского, который сейчас является заместителем министра транспорта и главой "Росморречфлота". По данным "Ъ", после прихода на госслужбу в 2009 году господин Олерский передал свой пакет партнерам в доверительное управление. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров называет сделку "достаточно выгодной" для обеих сторон. Бывшие миноритарии VBTH смогут сосредоточиться на развитии круизов, учитывая потенциал роста турпотока и улучшение состояния внутренних водных путей к 2020 году, отмечает эксперт. По его словам, разделение бизнеса между акционерами приобрело особую актуальность в связи с отсутствием синергии между пассажирскими и грузовыми перевозками в рамках UCL Holding. Кроме того, "ВодоходЪ" начал масштабные инвестиции в обновление круизного флота и в декабре заказал пассажирский круизный теплоход со сроком сдачи в 2020 году стоимостью 3,2 млрд руб. по лизинговому контракту до 2037 года с "Гознак-лизинг" (подробнее см. "Ъ" от 23 января). В условиях, когда стоимость только контракта по круизному лайнеру превышает годовую выручку "Водохода", для UCLH участие в этом бизнесе вело к существенным рискам, отмечает господин Бурмистров. Анастасия Веденеева

Владимир Лисин избавился от пассажиров
© Коммерсант