Крах автокредитования – ещё не кризис банков

Фото с ресурса static.panoramio.com Конец прошлой рабочей недели ознаменовался опубликованием статистики о печальном лидерстве Владимирской области в российском рейтинге просроченной задолженности по автокредитам. «ТВ МИГ» со ссылкой на федеральные источники сообщал о четвёртом месте региона-33 с долей токсичных автокредитов в 26%. 1 миллиард просрочки для нашей небольшой области – это действительно запредельно много. Грозит ли кризис автокредитования устойчивости банковской системы? Мы спросили об этом у управляющего владимирским филиалом одного из крупнейших банков России Виктора Демидова. Вот что он нам ответил по телефону с совещания в Москве: – Доля просроченной задолженности в 26% – это действительно критично, но только для конкретного продукта (автокредитования). Доля просроченных кредитов по итогам 2016 г. как в нашем банке, так и в целом по банковской системе страны – в пределах нормативов, установленных Центральным банком. Вообще приемлемой считается доля просрочки в пределах 4-6%. Положение спасает то, что доля автокредитования в общем портфеле кредитов невелика. Наш банк, например, ещё в 2013 году, при первых признаках надвигающегося кризиса, прекратил выдачу автокредитов. Однако должен отметить, что в текущем году в данном сегменте рынка может наступить оживление в связи с прогнозируемым началом роста на самом авторынке. Известно, что осенью 2014 года на фоне резкого обвала рубля, когда скупали всё подряд, был зафиксирован ажиотажный спрос на автомобили. Топ-менеджеры многих банков – за исключением самых дальновидных – в стремлении перевыполнить планы по кредитным портфелям и получить крупные премии по итогам года с радостью раздавали автокредиты направо и налево. Отрыжка «пира во время чумы» не заставила себя долго ждать. Банки охотно выдавали автокредиты ещё и потому, что данный продукт считается относительно надёжным, так как обеспечен залогом. Но тут надо понимать, что если вы имеете 26% автомобилей, взятых в кредит, которые теперь надо выставлять на продажу, то это означает затоваривание и без того лежащего на боку рынка. Вспомним, что мировой финансовый кризис 2008 года начался с ипотечного кризиса в США. А уж ипотека-то считается самым надёжным кредитным продуктом… Тут есть ещё одна история. В условиях неразвитости рынка проката автомобилей во Владимире автокредит часто рассматривается как альтернатива аренде авто. Ну, заберёт банк машину в случае чего, зато покатался пару лет на новенькой иномарке. Кредитную историю испортишь? Но все ли об этом думают? Сколько людей живёт одним днём! Замещение проката машин автокредитованием повышает рискованность данного банковского продукта, в чём, несомненно, состоит одна из причин кризиса именно в данном сегменте рынка кредитования.

Крах автокредитования – ещё не кризис банков
© ТВ-МИГ