Есть ли жизнь в промзоне

С советских времен Москве досталась масса пространств, которые постепенно превратились в индустриальные пустыри, — огромные территории, занимаемые прежде крупными предприятиями, довольно долго пустовали и были практически заброшенными. Однако власти в последние годы активно занялись реновацией промзон и превращением их в современные городские районы. Что уже появилось или появится на бывших промышленных землях — в материале «Ленты.ру».

Есть ли жизнь в промзоне
© РИА Новости

Фокус уходит с центра

Промзоны занимают 18,8 тысячи гектаров, или 17 процентов территории Москвы в ее старых границах. На карте города значатся ядерные промзоны («Октябрьское Поле», «Автомоторная», «Донские улицы», «Коровино»), промзоны с химическими и нефтеперерабатывающими заводами («Чагино-Капотня», «Прожектор»), мусоросжигательными заводами («Бирюлево», «Руднево», «Алтуфьевское шоссе»), энергетические промзоны («Соколиная гора», «Волгоградский проспект», ЗИЛ). Все это по сути архитектурно интересные и потенциально прибыльные объекты. И власти Москвы, похоже, это осознали. Новый Генплан Москвы предусматривает освоение 4,3 тысячи гектаров производственных земель. В списке промзон, уже заявленных к реорганизации и расселению, значатся «Чертаново» (ЮАО, площадь — 69,75 гектаров), «Воронцово» (ЮЗАО, 116 гектаров), «Коломенское» (ЮАО, 53 гектара), «Прожектор» (ВАО, 51 гектар), «Теплый Стан» (ЮЗАО, 99 гектаров), «Красный строитель» (ЮАО, 36 гектаров), «Коптево» (САО, 60 гектаров), «Карачарово» (ЮВАО, 45 гектаров). Также в списке «Тушинский аэродром» и «Территория ЗиЛа», «Алтуфьевское шоссе» и «Силикатные улицы», «Огородный проезд» и «Магистральные улицы», «Северянин» и «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая». Власти намерены преобразовывать эти территории, сохраняя производство там, где возможно, и обеспечивая горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами, парковками. «Это даст значимый экономический эффект, в первую очередь за счет создания большого количества рабочих мест, что обеспечит городу дополнительные доходы в бюджет», — подчеркивал заместитель мэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

# Большие планы

«Не будет преувеличением сказать, что редевелопмент промзон в Москве — главная перспектива развития комфортной, качественно новой городской среды», — полагает руководитель департамента развития проектов ЗАО «Дон-Строй Инвест» Станислав Архипов. Для каждой промзоны предусмотрен свой план реновации. Так, в Медведково появится логистический и технический центры, в Очаково-Матвеевском — склады и торговые объекты, на месте бывшего Тушинского аэродрома возведут 2,2 миллиона квадратных метров недвижимости (половина придется на жилые дома). Так же будет освоена территория завода «Серп и Молот» — здесь построят микрорайон с жильем площадью более 1,1 миллиона квадратных метров. Концепцию проекта разрабатывали британские архитектурные бюро, в ней большое внимание уделено природно-рекреационным пространствам, говорит Станислав Архипов из «Дон-Строй Инвеста». Жилыми кварталами освоение «Серпа и Молота» не ограничится: здесь создадут более 16 тысяч рабочих мест. После реновации в районе поселятся около 19 тысяч человек, значит, фактически все трудоспособное население сможет найти работу в шаговой доступности от дома. Другая промзона — «Южный порт» — станет площадкой для многофункционального административно-делового центра, а на месте завода «Москвич», рядом с которым уже работает технополис «Москва», заложат здание площадью в 11 тысяч квадратных метров. Освоение территории ЗИЛа станет крупнейшим в Европе проектом реорганизации бывшей промышленной зоны. Проект перепланировки приняли в 2013 году, территорию ЗИЛа разделили на девять частей, которые станут площадками для жилых микрорайонов, делового центра, парков, спортивного кластера. В результате получится самодостаточный «город в городе» с транспортной инфраструктурой, рабочими местами и социальными объектами. Исторический облик района постараются сохранить, проведя реконструкцию: от зданий «отрежут» производственные цеха, а оставшиеся административные здания переоборудуют под офисы. Власти нацелились на строительство шести миллионов квадратных метров недвижимости, рассчитанных на 38 тысяч жителей, одновременно здесь создадут около 43 тысяч рабочих мест. При этом на территории ЗИЛа сохранится автопроизводство, хоть и не в прежних объемах: здесь организуют сборочное производство автомобилей «МосАвтоЗил», рассчитанное на 70 тысяч единиц в год. Кроме того, на базе существующего комплекса ТЭЦ ЗИЛ будет сформирован участок площадью около 12 гектаров — там планируется строительство нового энергоэффективного энергоцентра ГТЭС «Нагатино», который позволит после 2016 года вывести ТЭЦ-9 и реконструировать ТЭЦ ЗИЛ. «Комплексное освоение заброшенных территорий включает их в жизнь города и решает целый комплекс градостроительных проблем: между окружающими районами возникают транспортные и социальные взаимосвязи, равномерно распределяется нагрузка на инфраструктуру, появляются новые природные и общественные пространства, спортивные и культурные кластеры», — комментирует Станислав Архипов.

Застройка по новым правилам

Долгое время освоению промзон мешало то, что зачастую владельцами пустырей значились несколько собственников, планы которых отличались от предложений городских властей. Новый федеральный закон о комплексном развитии промзон, вступивший в силу 1 января 2017 года, изменит ситуацию. Согласно этому документу, власти смогут изымать территории у владельцев, не застраивающих их в соответствии с предназначением, и брать функции по комплексному развитию этих территорий на себя. Мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что закон позволит сократить количество депрессивных промзон в Москве. Согласно заявленным требованиям по редевелопменту промзон, плотность застройки на новоосваиваемых территориях не будет превышать 25 тысяч квадратных метров на гектар. При этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина — на рабочие места. Заводы, которые все еще работают, оставят на старом месте, однако владельцам придется их модернизировать. «У некоторых нереорганизуемых промзон много площадей, а эффективно используется только 10 процентов. Мы говорим: пожалуйста, используйте остальную территорию для редевелопмента. Стройте дома, инфраструктуру, а производство оставляйте, — подчеркивал в интервью газете Metro руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин. — У нас задача — максимально сохранить производство. Это очень важный элемент экономики города». Некоторые собственники уже откликнулись на призывы властей. Так, по инициативе АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» будет освоена промзона около Белорусского вокзала — там появятся жилые дома, детский сад, гостиница и торгово-офисные помещения. В рамках реновации новый старт получит завод «ГрафитЭл» на востоке столицы, где МЦК пересекает шоссе Энтузиастов. Это действующее предприятие, но сейчас оно занимает слишком большую для нынешних объемов производства территорию. Предприятие могут вывести за территорию столицы, но не остановят. На территории производственной зоны №37 «Северное Очаково» реконструируют электроподстанцию «Очаково» и возведут административно-складской объект. В промзоне «Грайвороново» работает Карачаровский завод, производящий лифты. После редевелопмента завод перебазируется на другую площадку, расположенную неподалеку на территории промзоны, а в районе создадут пять тысяч рабочих мест вместо 2,1 тысячи вакансий. Всего за последние шесть лет в границах старых промзон построили 451 объект недвижимости, до 20 процентов новостроек столицы сейчас возводится на месте индустриальных пустырей. С начала 2016 года в промзонах введены в строй 42 объекта недвижимости, а общая площадь объектов превысила 1,1 миллиона квадратных метров, и почти 300 тысяч из них — это жилое имущество. Дополнительным стимулом для развития прежде заброшенных районов стал запуск МЦК: в ближайшем будущем вдоль путей построят 650 тысяч квадратных метров недвижимости, большую часть из которых займут торговые площади и апарт-отели. В целом курс Москвы на активное освоение промзон очевиден. При этом власти, очевидно, пытаются соблюдать баланс между жильем и рабочими местами. Обустройство промзон действительно могло бы помочь решению одной из вечных московских проблем — перегруженности центра. На данный момент в Центральном административном округе сосредоточено 40 процентов рабочих мест столицы, притом что живет там только восемь процентов населения. Реорганизация промзон должна снизить маятниковую миграцию — такой подход является рядовой практикой для развитых городов Европы и постепенно становится нормой для Москвы. Удастся ли сделать эти правильные идеи реальностью, мы, судя по всему, узнаем уже в ближайшие годы.