Субсидии для своих
Финансовый рынок становится все более зависимым от федеральных программ господдержки корпоративного сектора. По меньшей мере половина кредитов, выдаваемых коммерческими банками сибирскому бизнесу, сегодня предоставляются на условиях бюджетного софинансирования. Тренд этот в 2017 году усилится, считают банкиры. Также они прогнозируют переток вкладов от региональных коммерческих банков в государственные и консолидацию рынка в руках крупнейших игроков. Вне конкуренции По единодушному мнению финансовых экспертов, зависимость регионального банковского рынка от госфинансирования усилилась в последние два-три года. «Желая поддержать реальный сектор экономики в условиях кризиса, федеральное правительство расширило финансовые возможности уже действующих институтов развития, таких как АИЖК, Корпорация МСП, „Роснано“, и инициировало создание новых, среди которых Фонд развития промышленности, Корпорация МСП и Фонд развития интернет-инициатив, программы развития АСИ,— объясняет руководитель комитета по финансам и кредитованию малого и среднего бизнеса новосибирского отделения „Опоры России“ Константин Каменщиков.— И сегодня процент, под который можно получить кредит по программам институтов развития, несопоставимо ниже предложения коммерческих банков». При средних ставках кредитования бизнеса 15–17% годовых, стоимость займов по программам МСП-банка (поддержка малого и среднего бизнеса) начинается от 9,6%, с учетом стандартной коммерческой накрутки банков-партнеров три процентных пункта. А созданный для поддержки модернизации российской промышленности Фонд развития промышленности предоставляет кредиты по ставке 5% годовых сроком до семи лет в объеме от 50 млн до 500 млн руб. Промышленники сибирских регионов эти деньги активно привлекают. Например, в Новосибирской области фонд за два года выделил 75 млн ЗАО «Эндосервис», 150 млн ЗАО «НЭВЗ-керамикс», 223 млн НПО «Элсиб», 300 млн ООО «Плазмохимические технологии». Согласовано выделение 300 млн руб. ПАО «Сиблитмаш», на рассмотрении находится заявка ЗАО «Энергопром — Новосибирский электродный завод». Особенно заметно в последние годы было участие государства в строительном секторе. «Программа субсидирования ставок по ипотеке запущена весной 2015 года и была рассчитана на период с 1 марта 2015 года по 1 марта 2016 года, но в феврале 2016 года власти продлили ее до 1 января 2017 года. Она была призвана стимулировать спрос на новостройки и тем самым поддержать строительную отрасль»,— рассказывает руководитель розничного филиала ВТБ в Новосибирске Елена Зайцева. Программа господдержки ипотеки предусматривала субсидирование банкам ставки на 3–5% при приобретении частными заемщиками строящегося жилья. Государственные программы льготного финансирования сегодня вне конкуренции на отечественном банковском рынке, подчеркивают финансисты. «Ни один коммерческий банк не может привлечь пассивы по ставке 6,5%, чтобы предложить заемщику ставку на уровне 9,5–11%. Физические лица, за которых борются региональные банки, размещают вклады по ставке до 11% годовых,— отмечает Константин Каменщиков.— Добавьте сюда банковскую маржу и возрастающие риски невозврата кредита в условиях экономической неопределенности и падении потребительского спроса. Становится понятно, что оснований для уменьшения стоимости коммерческих займов нет, и в ближайшей перспективе не предвидится. Фактически весь рынок корпоративного кредитования сегодня в той или иной мере базируется на практике государственного рефинансирования». Во избежание банкротств В условиях очень дорогих и коротких денег в коммерческих банках переоценить влияние программ институтов развития на экономику сибирских регионов невозможно, считают эксперты. Во-первых, крупным и средним предприятиям, существенно влияющим на экономику региона, за последние два года был расширен доступ к финансированию, причем как за счет фондирования, так и за счет гарантийных обязательств. Во-вторых, господдержка благоприятно повлияла на ценообразование и, соответственно, на конкурентоспособность предприятий на рынке, в том числе международном. В-третьих, банки—участники госпрограмм за счет предоставляемого фондирования, несмотря на кризис, смогли увеличить свои корпоративные портфели. «Реализованные госпрограммы оказали существенную поддержку реальному сектору и банкам в период острой фазы кризиса в 2014 и 2015 годах,— говорит главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.— Программа докапитализации банков и компаний через облигации федерального займа на 1 трлн руб. в 2015 году обеспечила повышение финансовой устойчивости системы. В соответствии с условиями участия в данной программе, банки наращивают кредитование приоритетных секторов экономики на 1% в месяц». «Конечно, зависимость финансового рынка от госфинансирования есть. Но без поддержки в виде госпрограмм рынок бы просел, мы бы столкнулись с падением производства, банкротствами предприятий и в целом ухудшением экономической ситуации. Так что, на мой взгляд, госфинансирование — это симбиоз, который идет на пользу всем: и компаниям, и банкам, и государству»,— соглашается управляющий филиалом Абсолют-банка в Новосибирске Дмитрий Монастырев. В качестве наглядной иллюстрации позитивного влияния госпрограмм на рынок банкиры приводят ипотеку. «В первые три месяца 2015 года рынок ипотеки ушел в стагнацию. Практически никто из банков не смог предложить ставки по займам на жилье ниже 15–17% годовых. Сделки с недвижимостью стали единичными. Перспективы, как для ипотечного рынка, так и для риэлторов, застройщиков выглядели, мягко скажем, туманными,— напоминает господин Монастырев.— И тут очень вовремя подоспела программа государственного субсидирования ипотечной ставки. Во-первых, она позволила „выйти из комы“ рынку первичного жилья, а затем — косвенно — помогла и вторичному рынку недвижимости. Активизировали свою работу застройщики, началось постепенное „потепление“ в строительной отрасли». Впрочем, в 2017 году государство, похоже, откажется от пролонгирования действия программы субсидирования ипотечной ставки, считая, что строительная отрасль сегодня скорее жива, чем мертва, и участники этого рынка уже сами могут о себе позаботиться. «Я бы сравнил рынок ипотеки последних лет с человеком, у которого пошатнулось здоровье. Его положили в санаторий (запустили программу господдержки). Самочувствие постепенно улучшилось. И вот пришло время выписать человека, нельзя же в санатории находиться всю жизнь. И в 2017 году мы ждем прироста ипотечных сделок на 15–20% по отношению к 2016 году»,— говорит Дмитрий Монастырев. По его мнению, в этом году ипотечный рынок будет держаться за счет «адекватных ставок». Сейчас они в среднем в Новосибирске составляют 12–12,5% годовых. Ближе к телу При всех плюсах господдержки реального сектора экономики банкиры указывают на существенные издержки, которые влечет за собой рост влияния бюджетных денег на финансовый рынок. «Приоритет доступа к деньгам институтов развития отдается банкам с госучастием. Для этого создан целый ряд фильтров, которые не позволяют региональным коммерческим банкам получить доступ к льготному кредитованию на условиях бюджетного софинансирования,— рассказывает генеральный директор банка „Левобережный“ Владимир Шапоренко.— Например, ограничения по капиталу при субсидировании сельскохозяйственной отрасли. Чтобы участвовать в этой программе, банк должен обладать капиталом в 20 млрд рублей. По сути, это запретительное ограничение. Ни один региональный банк в ближайшей перспективе преодолеть его не сможет». «Банк ВТБ взял высокую планку. Например, по программе льготного кредитования Корпорации МСП мы являемся лидерами с долей 60% от объема всех выданных в стране средств по итогам 2016 года,— говорит руководитель корпоративного филиала ВТБ в Новосибирске Вячеслав Брюханов.— Мы участвуем во всех федеральных программах государственной поддержки и видим большой потенциал для бизнеса. Кроме этого, немногие банки, среди них и ВТБ, являются уполномоченными в части реализации программы по повышению обороноспособности РФ». По мнению Владимира Шапоренко, справедливее было ставить во главу угла не размер банка, а показатели его экономической эффективности. Как результат влияние банков с госучастием растет, а возможности кредитования региональных коммерческих банков снижаются. По данным Константина Каменщикова, пятерка крупнейших банков страны сегодня контролирует более 60% отечественного финансового рынка. «Преимущество крупных и государственных банков перед остальными игроками всегда будет оставаться за счет доступа к более дешевому фондированию, наличия широкой региональной сети, доступа к современным банковским технологиям, оптимизации издержек за счет эффекта масштаба»,— убежден Дмитрий Монастыршин. Участники рынка также отмечают тенденцию перетока вкладов от региональных банков в государственные. Причины явления — регулярные отзывы лицензий банков, организация выплат вкладчикам средств Агентства страхования вкладов в основном через сеть госбанков, а также влияние госпрограмм кредитования, повышающих авторитет госбанков в глазах заемщиков. «Банки группы ВТБ за последние два года активно нарастили объем депозитов физических лиц, в 2016 году рост составил более 17%. В то же время, по данным Центробанка, общий рост рынка составил чуть более 9%. Очевидно, что идет перераспределение предпочтений в пользу банков с госучастием. Мы прогнозируем усиление данной тенденции и в 2017 году»,— заключает Елена Зайцева. Система нуждается в оздоровлении Логичным следствием переориентации предпочтений заемщиков в пользу госбанков, по мнению финансистов, в ближайшие годы станет дальнейшая консолидация рынка в руках крупнейших финансово-кредитных организаций. «Согласно заявлениям представителей Банка России, в 2017 году можно ожидать, что сокращение числа банков продолжится. Сибирский регион вряд ли будет исключением»,— комментирует Дмитрий Монастыршин. «Мы считаем, что процесс сокращения количества кредитных организаций продолжится как на федеральном, так и на региональном уровне. Это будет связано с процедурами отзыва лицензий Центробанком, с одной стороны, и процессами консолидации — с другой,— говорит Вячеслав Брюханов.— Для банков с активами ниже 100 млрд руб. вопрос обеспечения валового процентного дохода стоит остро. Если невозможно обеспечивать достаточный уровень, нужно либо наращивать объем бизнеса, либо находить варианты консолидации с другими участниками». По данным Елены Зайцевой, в период с 2015 года по настоящее время в Сибирском федеральном округе были отозваны лицензии у трех банков, два из которых имели «прописку» в Барнауле. «Полагаю, что в 2017 году сибирский банковский рынок ждет сокращение не столько из-за отзыва лицензий или санации, сколько за счет сделок слияния и поглощения»,— убеждена она. В ожидании климата В 2017 году зависимость финансового рынка от госпрограмм увеличится, считают банкиры. «Сама логика деятельности институтов развития предполагает неуклонный рост выдачи займов»,— подчеркивает Константин Каменщиков. «Актуальность господдержки в корпоративном направлении в 2017 году не исчезнет, одним из результатов ее запуска станет консервативный рост этого сегмента в Новосибирской области, по прогнозам, в среднем на 10%»,— делится данными Дмитрий Монастыршин. Впрочем, в условиях дефицитного бюджета федеральные власти склонны разделить финансовую нагрузку по поддержке бизнеса с регионами. «До этого Фонд развития промышленности два года напрямую выделял финансирование, теперь нужно участие региона, и мы своими долями должны на это реагировать»,— прокомментировал в начале февраля вопрос необходимости создания Регионального фонда поддержки промышленности губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. На сегодня такие территориальные фонды созданы в 16 субъектах федерации. «Обеспечить капитализацию фонда, чтобы она была достаточной для удовлетворения спроса промбизнеса, задача едва ли решаемая. Поэтому мы сегодня ищем способы получить максимальный эффект от имеющихся в нашем распоряжении ресурсов, — рассказывает заместитель директора Фонда развития промышленности Михаил Макаров.— В прошлом году мы запустили механизм создания региональных фондов по подобию ФРП и разработали совместную федерально-региональную программу займов. Она предполагает заем на половину стоимости проекта в соотношении: 70% — федеральный ФРП, 30% — регфонд. Половину стоимости проекта оплачивает само предприятие или привлекает банковский кредит». Работа региональных фондов и совместная программа с федеральным ФРП дадут доступ к длинным и недорогим деньгам малым и средним производственным компаниям, отмечает господин Макаров. Перспективы же роста рынка коммерческих займов банкиры связывают с глобальными изменениями в рыночной конъюнктуре, появлением новых ниш в экономике, что вернет бизнесу интерес к инвестициям. «Но нужно понимать, что для развития бизнеса нужны далеко не только финансовые средства, но и благоприятный инвестиционный климат: налоговые послабления, уменьшение контроля со стороны регуляторов и так далее»,— заключает Владимир Шапоренко из банка «Левобережный». Михаил Кичанов