Молодые предприниматели поделились секретами успешного ведения бизнеса во время кризиса
МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Молодые российские предприниматели, победители конкурса Сбербанка "Мой бизнес", открывшие свой малый бизнес с "нуля" в непростое время экономических кризисов и санкций, рассказали ТАСС о том, как им удалось стать успешными и поднять свое дело на новый уровень. Конкурс Сбербанка "Мой бизнес" проводился с 30 сентября по 30 октября 2016 года. Посетители сайта проекта проголосовали за самые оригинальные и вдохновляющие рассказы предпринимателей об истории их успеха. По итогам голосования из 30 лучших работ жюри проекта выбрало самые лучшие истории. Победители получили от Сбербанка главный приз - возможность поучаствовать в съемке профессионального рекламного ролика об их бизнесе, который увидят миллионы пользователей интернета. Холодный расчет Основатель сети кафе мороженых Gelateria Plombir в Санкт-Петербурге Евгений Драй признался, что начал заниматься бизнесом еще в 90-х. Все его проекты были успешными. Но в 2007 году предприниматель открыл для себя новую бизнес-идею - сетевой бизнес по розничной продаже мороженого. Этот формат тогда только начал появляться на российском рынке. "Я побывал в разных странах, присматривался к торговым точкам, к фирмам-производителям, изучал особенности ведения такого бизнеса. Все это было очень интересно, полезно и перспективно", - рассказал бизнесмен. По его словам, поездка в Италию, где он познакомился с владельцем сети кафе, стала решающей, и так в Санкт-Петербурге появилось первое кафе-мороженое Gelateria Plombir, в которое сразу же потянулись толпы покупателей. "Возможно, мне просто везло, но сегодня я точно знаю: везет только тем, кто не боится рисковать. Ко всем нашим кризисам мы уже привыкли, адаптировались. К тому же во время экономической нестабильности условия для бизнеса часто улучшаются: арендные ставки меньше, проще найти продавцов - масса преимуществ", - добавил Драй. Он отметил, что обвал рубля в 2014-2015 году стал новым драйвером для его бизнеса. Большинство россиян отложили поездки в Турцию и Египет до лучших времен и стали много времени проводить в торговых центрах, что, конечно же, привлекло дополнительных клиентов, и выручка сети Plombir в это время выросла на 25%. Бизнес на кураже Главный идеолог успешного кофейного стартапа в Сочи Евгений Петрин в 90-е годы работал налоговым инспектором, затем занимался поставками оборудования в сфере малой энергетики. "Из-за кризиса и из-за санкций наши немецкие партнеры по энергетическим проектам "подсдулись", пришлось придумывать что-то новое", - рассказал предприниматель. Так в Сочи в мае 2016 года открылась первая фабрика по обжарке кофе, который получил символическое название, уже ставшее брендом "Black sea". "Мы закупаем для обжарки лучшие сорта кофе. Благодаря использованию уникального оборудования, обжарочного ростра, обжарка кофейных зерен происходит в воздушном потоке без соприкосновения с металлом, что благотворно сказывается на вкусе кофе", - пояснил Петрин. В планах у Петрина к лету открыть сеть своих кофеен в Сочи и на побережье. "Когда душа лежит к какому-то делу, вы относитесь к нему с душой, никакие кризисы не страшны. Самое главное не бояться, не лежать на диване, ругая правительство, а выходить с инициативами, делать бизнес на кураже, тогда придет успех", - поделился своим секретом бизнесмен. Стрижка только начата Предприниматель Дарья Гоц из Екатеринбурга в 13 лет зарабатывала больше, чем ее родители. "В начале 2000-х годов моя зарплата составляла 30-35 тысяч рублей в месяц. Все началось, когда мне было 11 лет, я постригла своего любимого домашнего питомца, кокер-спаниеля, и вышла с ним на прогулку. Мимо проходил мужчина, которому очень понравилась стрижка, и через некоторое время он привел ко мне свою собаку. Так я заработала свои первые деньги", - рассказала Гоц. Затем девушка поступила в университет и получила диплом специалиста по связям с общественностью. А в 2011 году открыла свой первый салон красоты для домашних животных "Groom". За это время в центре Гоц прошли обучение более 200 парикмахеров-грумеров. "Мы всех растим с нуля, сейчас у нас в салонах работает 25 профессионалов. Это бизнес, который приносит мне радость и удовлетворение, бизнес, который стал для меня моим хобби. Ты получаешь драйв от своего дела и заражаешь им других людей. И мы живем этим бизнесом вместе с сотрудниками, мы чувствуем себя одной большой семьей", - сказала Гоц. Бизнесвумен отметила, что к экономическому кризису в компании готовились заранее. "Мы понимали, что нужно собраться, сократить личные расходы, чтобы не повышать цены на услуги. Только так нам удалось пройти этот сложный период и не растерять клиентов", - добавила она. Кредитные истории Старший вице-президент Сбербанка Анатолий Попов отметил, что в малом бизнесе за сухими цифрами объемов выданных кредитов всегда стоят интересные человеческие истории, каждая из которых может быть примером трудолюбия, находчивости, большого желания реализовать задуманное. "Мы прекрасно понимаем, что при работе с малым бизнесом к каждому клиенту должен быть индивидуальный подход, мы должны вникать в конкретную ситуацию и понимать потребности конкретного предпринимателя в том или ином банковском продукте. Мы будем стремиться к тому, чтобы наши менеджеры радовались не только очередному выданному кредиту или открытому счету, а результатам бизнеса, которых клиент добивается с помощью наших услуг", - сказал Попов.