Счетная палата выявила нарушения при поддержке малого и среднего бизнеса
В течение 2013–2015 гг. общий объем средств по этому направлению составил 1,68 млрд рублей. Поддержка в виде субсидий и грантов выделялась ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" (ГАУ "ЦИК СО"), фонду "Региональный центр развития предпринимательства Самарской области" (Фонд "РЦРП") и местным бюджетам. Также средства предоставлялись напрямую субъектам малого и среднего предпринимательства. Эффективность "прямых" мер поддержки бизнеса оказалась довольно высока. По юридическим лицам налоговые поступления в 1,8 раза превысили объем поддержки. А в финансировании ГАУ "ЦИК СО" и фонда "РЦРП" (883,3 млн руб.) аудиторы выявили ряд недостатков. В частности, организации не отработали механизм возврата неправомерно полученных субсидий. Отсутствие мер ответственности позволило 42 субъектам малого и среднего бизнеса прекратить деятельность без возврата средств государственной поддержки в размере 36,7 млн руб., сохранив за собой просубсидированное оборудование. Часть из них прекратила деятельность менее чем через полгода от установленного срока представления отчетности. При реализации мероприятий по созданию регионального центра инжиниринга в некоторых проектах использовались договорные цепочки заинтересованных лиц и фирм-"однодневок". По отдельным проектам установлено необоснованное завышение стоимости услуг, материалов, сырья и комплектующих. Превышение цены работ и услуг оплаченных ГАУ "ЦИК СО" за счет средств субсидий над их реальной стоимостью варьируется от 2,7 до 7,4 млн рублей. В качестве основных исполнителей программных мероприятий в части кластерного развития в 2014–2015 годах привлекались аффилированные организации. Общая сумма средств, перечисленных ГАУ "ЦИК СО" данным организациям, составила 174,7 млн рублей. Реальная стоимость услуг, выполненных указанными организациями в рамках мероприятий по поддержке бизнес-организаций, составила 61,3 млн руб. или 35% от объема средств, полученных от ГАУ "ЦИК СО". Денежные средства в сумме 113,4 млн руб. отвлекались из хозяйственного оборота путем размещения их на депозитах и предоставления займов хозяйствующим взаимосвязанным субъектам. В частности, свыше 40 млн руб. было перечислено в порядке субподряда взаимосвязанной организации, из которых 26,8 млн руб. выплачено ее учредителю (являющемуся близким родственником подрядчика) в виде дивидендов по результатам деятельности организации. Кроме того, в цепочках взаиморасчетов с контрагентами 59,8 млн руб. было обналичено посредством организаций, обладающих признаками фирмы-"однодневки", и компаний, использующих вексельные схемы взаиморасчетов. Фондом "РЦРП" на поддержку малого и среднего бизнеса получены субсидии в сумме 313,9 млн рублей. При расходовании бюджетных средств Фонд "РЦРП" самостоятельно не выполнял никаких мероприятий, а лишь оплачивал услуги контрагентов в рамках заключенных гражданско-правовых договоров. Таким образом, Фонд "РЦРП" фактически являлся промежуточным звеном между министерством и исполнителями услуг. Фондом "РЦРП" за счет средств, предназначенных для оказания образовательных услуг в рамках молодежного форума "iВолга-2014", профинансировано приобретение привлеченным подрядчиком дорогостоящего оборудования стоимостью 900 тыс. рублей. Данное оборудование по завершении форума осталось в собственности подрядчика-коммерческой организации. Информация о результатах контрольного мероприятия направлена губернатору Самарской области и в Самарскую губернскую думу. Коллегией Счетной палаты принято решение о направлении материалов контрольного мероприятия в прокуратуру Самарской области и правоохранительные органы.