Банки и операторы хотят обмениваться данными о том, как граждане меняют sim-карты в телефонах
Банки и мобильные операторы разрабатывают механизм, который позволит банкам получать информацию о замене sim-карт их клиентов. «Мы в ближайшее время планируем направить предложения по обмену данными между операторами и банками в Минсвязи. Этот обмен должен будет способствовать предотвращению мошенничества с подменными sim-картами», – сообщил «Ведомостям» в кулуарах IX Уральского форума по информационной безопасности замначальника ГУБиЗИ ЦБ Артем Сычев. Пока доля мошеннических операций с использованием поддельных sim-карт невелика, однако ЦБ беспокоят темпы роста: в 2016 г. они составили 30% в год, подчеркивает он. Каждый второй случай мошеннического использования дистанционных каналов связан со сменой sim-карты, указывает директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев. Он считает, что операторам необходимо жестко контролировать выпуск дубликатов. Мошенник каким-либо способом узнает номер телефона клиента банка и, как правило, по сговору с сотрудником салона связи делает дубликат sim-карты, описывает Голенищев, при этом sim-карта реального абонента блокируется, а мошенник получает доступ к интернет-банку или мобильному банку клиента. Банки вместе с операторами связи разработали порядок прямого взаимодействия для передачи информации, которая необходима, чтобы защитить банковские счета, – например, о факте замены sim-карты, о прекращении обслуживания, рассказывает исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова (ассоциация участвует в обсуждении). Возможны два варианта, указывает она, первый включает в себя постоянный мониторинг событий определенного пула номеров, второй – предоставление услуги по запросу в зависимости от транзакции, которую хочет проверить банк. По ее словам, обсуждается, что сервис будет платным для банков, поскольку это услуга и операторам придется донастроить свою инфраструктуру. Договоренность между банками и мобильными операторами подтвердили в Альфа-банке и Промсвязьбанке. Это позволит в режиме реального времени сообщать о замене карты, чтобы банки могли сразу учитывать смену sim-карты при управлении рисками и фрод-мониторинге, объясняет Голенищев. Участники обсуждений завершают формирование предложений, чтобы направить их в первую очередь в Банк России, указывает Михайлова. Представители «Мегафона» и МТС на запрос не ответили, в Tele2 от комментариев отказались. Представитель «Вымпелкома» рассказал, что для передачи информации о sim-картах необходимо изменить законодательство. В законодательстве есть пробелы, подтверждает Михайлова. Ключевая проблема – для предоставления технической информации, благодаря которой существенно повышается качество защиты личных денег человека, оператору связи требуется получение его согласия для взаимодействия с конкретным банком, указывает она. По словам советника правления Промсвязьбанка Алексея Янова, длительное обсуждение этих мер (около года. – «Ведомости») связано с юридическими рисками, поскольку затрагиваются вопросы передачи персональных данных и тайны связи. «Вопрос в том, как операторам предоставлять эти сведения банкам, – это и есть предмет нашего обращения в Минсвязи, возможно, придется что-то изменить на законодательном уровне», – допускает Сычев. Но если правильно выстроить взаимодействие, то даже не возникает вопроса о нарушении тайны связи, можно точечно предоставлять информацию и тогда серьезных изменений в закон не потребуется, считает он. Представитель Минсвязи сообщил, что предложение по обмену требует проработки и будет рассмотрено, «если с такой просьбой обратится ЦБ».