Минкультуры демонополизирует госзаказ

Министерство культуры выявило более сотни фактов нарушений в ходе строительных и реставрационных работ на подведомственных объектах и предъявило компаниям штрафные санкции на 545 млн рублей. По итогам проверок была разработана программа внутреннего реформирования — об этом во время встречи с журналистами сообщил министр Владимир Мединский. «Известия» выяснили, как Минкультуры будет проводить реформы и что думают по этому поводу эксперты. Цель реформ, по словам министра, — демонополизация и децентрализация управления отраслью. Департамент управления имуществом и инвестиционной политики, который возглавлял фигурант «дела реставраторов» Борис Мазо (теперь департаментом руководит Артем Новиков), будет реорганизован и сосредоточится только на строительстве и реставрации. Что касается управления и контроля за имуществом, госохраны культурного наследия, ведения реестра памятников и других вопросов ― теперь они распределены между другими департаментами. ФГКУ «Центрреставрация», бывший директор которого Олег Иванов также стал фигурантом резонансного дела, перестанет выполнять функции единого заказчика-монополиста всех реставрационных работ, сменит свое название и функционал, сообщили в Минкультуры. Теперь учреждение будет заниматься контролем качества выполнения подрядов, а также следить за тем, как регионы осваивают выделенные федеральным центром деньги (субсидии на открытие домов культуры и их модернизации, строительство МКЦ и ИКЦ и т.д.). Согласно планам ведомства, бывшие функции ФГКУ перейдут непосредственно подведомственным учреждениям, а крупные и сложные работы по территориальному принципу поделят между собой две строительные дирекции министерства. Петербургская возьмет на себя Северо-Западный федеральный округ, московская ― все остальные. Функции дирекций максимально расширены в части реставрации, реконструкции и капитального строительства. Как считает юрисконсульт юридической компании «Интерцессия» Елена Станила, проведенные реформы помогут предотвратить злоупотребления, подобные «делу реставраторов». ― Так как в заключении договоров на реставрацию, контроле за их исполнением и организации приемки будет участвовать большее количество учреждений, находящихся под контролем министерства, предпринимаемые меры могут снять часть рисков повторения коррупционной схемы, ― сказала эксперт. Новая система исправляет недочеты предыдущей, однако может иметь и свои недостатки, считает исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова. ― С одной стороны, действия министерства понятны и обоснованы. Сосредоточение всех полномочий в одних руках привело к ряду злоупотреблений, поэтому происходит процесс децентрализации. С другой ― сейчас, когда различные процессы будут разбиты по разным департаментам, есть угроза того, что «потеряется» сам объект реставрации, — отметила Елена Бодрова. — Раньше судьба памятника решалась в одном месте, максимально возможный диапазон решений был сосредоточен в одном департаменте ― управление имуществом, оценка сохранности, привлечение инвесторов и т.д. Теперь всё это будет распределено, и потому определить судьбу конкретного памятника станет сложнее. Елена Бодрова предполагает, что понадобится около года, чтобы «выстроить процессы, разработать «дорожные карты» взаимоотношений заказчиков, подрядчиков и местного руководства по реставрации конкретного объекта». Уже после этого будет ясно, насколько эффективна новая модель. Глава подмосковного отделения ВООПИК Евгений Соседов считает важным сам факт реформирования отрасли. ― Сами по себе нововведения обоснованны и необходимы, — сказал он. — Главное ― на них не останавливаться. Прежде всего нужно расширить влияние специалистов в плане контроля приемки работ. Реставрация ― это область, где очень важно коллегиальное обсуждение, а цена ошибки крайне высока. Например, в последние годы роль научно-методического совета при министерстве была сильно понижена, рекомендации экспертов, в том числе по объектам, которые теперь фигурируют в «деле реставраторов», не учитывались, однако своевременное вмешательство могло предотвратить дальнейшее негативное развитие событий. Евгений Соседов уверен, что главная проблема в современной реставрации ― непрозрачность механизма отбора объектов и тенденция к большим, «парадным» реконструкциям. ― На практике выделялись большие деньги на реставрацию крупных объектов, которые в действительности и не требовали срочного вмешательства. Что на самом деле нужно и чего уже давно добивается общественность ― это создания государственной программы по консервации памятников архитектуры в регионах. Без противоаварийных работ тысячи усадеб, церквей и домов старой городской застройки уже совсем скоро превратятся в груду кирпичей, ― заявил градозащитник. Вопросы у экспертов вызвал и ряд других мер министерства по оздоровлению сферы реставрации. В частности, отмена авансов, а также создание списка недобросовестных подрядчиков, с которыми ведомство не рекомендует заключать новые контракты. ― Практика авансирования позволяла участвовать в подрядах достаточно большому спектру профессиональных реставрационных компаний, ― сказала Елена Бодрова. ― Уход от этой практики значительно сузит круг возможных подрядчиков. Останутся достаточно большие компании, способные вкладывать собственные средства. Что до рекомендательного списка Минкультуры ― если подрядчик захочет участвовать в тендерах где-то в регионах, его упоминание в списке никак этому не помешает. Нет никаких законных оснований ему отказать. Если отказ будет, он отправится в суд и выиграет дело. Справка «Известий» «Дело реставраторов» было возбуждено весной 2016 года по подозрению в хищении бюджетных денег, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия по всей России. Были арестованы замминистра культуры РФ Григорий Пирумов, глава Центрреставрации Олег Иванов, директор департамента управления имуществом и инвестполитики Минкультуры Борис Мазо и др. В начале февраля 2017 года следствие по делу было завершено, материалы переданы в суд.

Минкультуры демонополизирует госзаказ
© Известия