Войти в почту

Лизинговые компании наверстали упущенное

Финансы Российский рынок лизинга, по предварительным итогам 2016 года (окончательные данные на момент выпуска BG еще не были подведены), вырос на 20%. При этом, как говорят эксперты, в Петербурге рост этого сегмента шел быстрее, чем в целом по стране и даже быстрее, чем в столичном регионе. В нынешнем году рост продолжится, хотя, возможно, уже не столь быстрыми темпами. Кирилл Орлов По данным агентства "Эксперт РА", за девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, за весь 2016 год, по прогнозам компании, прирост российского лизингового рынка может составить не менее 20%. Драйвером рынка выступил крупнейший розничный сегмент -- автолизинг, на который пришлось около 40% лизингового бизнеса. Владимир Трофименко, генеральный директор сеть многофункциональных центров "Мой кабинет", констатирует: "Рынок лизинга восстанавливается после кризиса, данная тенденция характерна для всей России и для Санкт-Петербурга в частности. По итогам девяти месяцев в Северо-Западном федеральном округе объем новых сделок увеличился на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 53,1 млрд рублей. В Петербурге рост даже более значительный -- около 11% по итогам года. При этом позитивная динамика сохраняется. До половины рынка лизинга составляют контракты на легковые и грузовые автомобили". По его словам, значительную роль играют лизинговые контракты в сфере оборонной и пищевой промышленности. Западные санкции влияют на оба эти направления, и велика вероятность сохранения текущей ситуации в будущем. В конце 2016 года лизингодатели ощутили существенное снижение процентных ставок по кредитам. В целом ставки приблизились к докризисному уровню, а улучшающаяся ситуация в экономике способствует долгосрочному планированию. Николай Кубликов, директор Северо-Западного регионального филиала АО "Сбербанк Лизинг", говорит, что объем бизнеса по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2016 году вырос по сравнению с 2015 годом на 40%. "Данная динамика прежде всего вызвана ростом розничного бизнеса компании "Сбербанк Лизинг"", -- поясняет он. "Если драйвером роста в первом квартале 2016 года выступили промышленные предприятия, которые приобретали оборудование, то во втором-четвертом кварталах значительный прирост произошел за счет финансирования грузового и легкового транспорта. По сравнению с 2015 годом наблюдаются позитивные тенденции среди лизинговых компаний. За это время снизились ставки финансирования и были увеличены сроки лизинга", -- рассказал эксперт. Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ГК "Балтийский лизинг", добавляет: "Тенденции третьего и четвертого кварталов 2016 года свидетельствовали о росте в сегментах автотранспорта, специальной техники, оборудования и авиатранспорта. Негативные прогнозы о снижении объемов нового бизнеса, характерные для экспертных оценок конца 2015 -- начала 2016 года, не оправдались". Господин Волков говорит, что "Балтийский лизинг" закончил год успешно. "По нашим предварительным оценкам, объем нового бизнеса компании превысил 23,9 млрд рублей против 19,4 млрд рублей в конце 2015 года. Количество заключенных в 2016 году сделок вплотную приблизилось к 10 тыс. Ключевыми сегментами для нас стали автолизинг, финансовая аренда сельскохозяйственной техники, строительной и дорожной спецтехники, лизинг машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования. К концу года портфель "Балтийского лизинга" составил 32,8 млрд рублей, что на 11% больше уровня 2015 года". Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade, считает, что лизинговый рынок в Санкт-Петербурге имеет тенденцию к росту опережающими темпами по сравнению с Россией в целом и с Московским регионом. "Так, за три квартала 2016 года доля Санкт-Петербурга в новом бизнесе возросла с 10 до 10,8% по сравнению с девятью месяцами 2015 года, по данным аналитического агентства "Эксперт РА". И это даже притом, что по России лизинг в 2016-м развивался опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом и основными отраслями", -- говорит господин Гойхман. Он полагает, что опережающие показатели лизинга -- предпосылка и свидетельство обновления основных фондов, предвосхищающее разворот экономики от кризисного падения к росту в 2017 году. Условия меняются Аналитики отмечают по рынку изменения в условиях лизинговых сделок. Особенно это заметно в сегменте автолизинга. Так, по данным "Эксперт РА", произошло снижение среднего размера авансовых платежей с 20-30% за 2015 год до 10-15% за 2016 год. Кроме того, на рынке стало больше предложений по лизингу автомобилей с пробегом и от иностранных производителей, появились региональные программы. Вместе с тем сократилось количество компаний, предлагающих продукты с каникулами по лизинговым платежам. В текущем году ожидается активизация программ для региональных клиентов, а также перезапуск продуктов в рамках госпрограммы Минпромторга. "Мы в 2016 году провели большую работу по снижению ставок и улучшению условий заключения сделок. В первую очередь за счет использования различных источников финансирования, получения фондирования на более выгодных условиях, развития специализированных программ работы с поставщиками, совершенствования методики рисков, разработки специальных программ по отдельным видам имущества и оборудования. Значительное влияние оказывают, конечно, и общеэкономические изменения, например, работа Центробанка России по уменьшению уровня ставки рефинансирования. В среднем по компании в 2016 году нам удалось снизить ставки на 1-1,5%", -- сообщил Андрей Волков. На пороге перемен В 2017 году рынок лизинга ждут кардинальные перемены. Центробанк готовит проект поправок в федеральный закон, который призван совершенствовать нормативное регулирование в сфере лизинга и сделать рынок более прозрачным. В числе новых требований называется необходимость для лизинговых компаний получать статус некредитных финансовых организаций, обязательное их участие в СРО, а также определение минимального размера собственных средств. Господин Трофименко считает, что новый закон существенно изменит рынок, который могут покинуть 25-40% игроков. "Тяжелая ситуация последних лет, а также грядущие изменения вынудят большинство некрупных лизинговых компаний к перепрофилированию деятельности, например на арендную, или к полному уходу с рынка", -- считает он. Однако другие участники рынка сохраняют оптимизм. По прогнозам ГК TeleTrade, рынок лизинга в стране сохранит склонность к увеличению в 2017 году, хотя и меньшими темпами, -- примерно 10%, учитывая повышение статистической "низкой базы". Этому будет способствовать стабилизация курса рубля, снижение инфляции до 4-4,5%, прекращение падения ВВП. "Для Санкт-Петербурга вероятен рост на 14-15%. К этому располагает отраслевая структура лизинга. Структура и развитие рынка по сегментам в Санкт-Петербурге примерно соответствуют общероссийским параметрам. В них проявляется отраслевая специфика с учетом кризисных реалий. Основную долю в России имеет автолизинг (38%), и его темпы роста -- на 21% за девять месяцев 2016 года в годовом исчислении. Это отражает, с одной стороны, последствия роста курса доллара и удорожания импортных машин, а с другой -- во многом результат поддержки данной сферы от госпрограммы льготного автолизинга. На 2017 год она продлевается, что может обеспечить повышение объемов в данном сегменте примерно на 15% за год. Это поддержит рынок в Северной столице, поскольку в густонаселенном регионе сосредоточено большое количество и потребителей, и производителей техники", -- говорит господин Гойхман. С другой стороны, снижение объемов в лизинге показывают такие сферы, как оборудование для ЖКХ, недвижимость, медтехника, энергетическое и полиграфическое оборудование. Данные сектора пострадали в 2016 году от кризисного снижения спроса на конечный продукт. Но и здесь по мере ослабления действия негативных факторов можно ожидать снижения темпов падения до минимальных значений. Руслан Коршунов, младший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА", отмечает: "По нашему мнению, в 2017 году, как в Санкт-Петербурге, так и в целом по стране наибольший потенциал роста лизинговых сделок сосредоточен в розничных сегментах. В первую очередь это сделки с легковыми и грузовыми автомобилями, во вторую -- лизинг строительной техники. Позитивно на этих сделках скажутся реализация отложенного спроса, продление госпрограмм и подготовка инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года". Генеральный директор ООО "Лентранслизинг" Дмитрий Виноградов ожидает, что отложенный спрос 2014-2016 годов в связи с износом производственных фондов будет в полной мере предъявлен с 2017 года. Этому, по его мнению, способствует и стабилизация курса национальной валюты, что дает возможность коммерческим структурам планировать свои затраты, а значит, и оценивать эффект от приобретения новых основных средств. "В связи с этим мы ожидаем повышения спроса на рынке лизинга оборудования (металлообрабатывающего, пищевого, деревообрабатывающего), а также на рынке лизинга специализированной техники", -- говорит эксперт. Рынок лизинга грузового транспорта, по прогнозам господина Виноградова, пока не покажет значительного подъема, так как в связи с падением объема перевозок, с одной стороны, и с повышением рублевых цен на транспорт, с другой стороны, срок окупаемости грузовых автомобилей вырос до сроков, на которые лизинговые компании не готовы заключать договоры с перевозчиками. "Так, если до 2013 года срок окупаемости коммерческого транспорта находился в пределах от двух до пяти лет, то сейчас эти границы сместились до промежутка от пяти до восьми лет", -- приводит расчеты господин Виноградов. В 2017 году активнее начинает предъявляться спрос на лизинг новых моделей грузовых вагонов, однако основная масса лизинговых операторов и кредитующих их банков пока не готова рассматривать такие сделки. В новом году ООО "Лентранслизинг" не предполагает значительного изменения условий предоставления лизинга. "При всем желании лизингодателей обезопасить себя, повысив авансы, процентные ставки или ужесточив условия договора, необходимость бороться за клиента диктует применение более лояльного подхода. Поэтому вот уже несколько лет, даже в кризис, для платежеспособных клиентов, имеющих положительный опыт обслуживания лизинга, компания "Лентранслизинг" находит возможность предоставлять лизинг на максимально выгодных условиях, -- считает господин Виноградов. -- На взгляд нашей компании, в 2016 году еще сильнее усилилось разделение между лизинговыми компаниями федерального уровня (как с госучастием, так и коммерческими, принадлежащими крупным банкам) и региональными лизинговыми компаниями. Все большая доля финансирования и сделок приходится на компании, входящие в топ-30, что снижает уровень конкуренции на рынке лизинга, а значит, негативно влияет на качество услуг". Андрей Волков говорит: "В этом году мы ожидаем продолжение госпрограмм льготного лизинга при покупке автотранспорта. Ведется активное обсуждение с регулятором условий реализации аналогичной программы по специальной технике. Ожидается и программа по сельхозтехнике. Думаю, все они окажут положительное влияние и на покупательский спрос, и на объем нового бизнеса лизинговых компаний в 2017 году. И в России в целом, и в Санкт-Петербурге в частности".

Лизинговые компании наверстали упущенное
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге