Минфин внес в правительство проект тотального казначейского контроля госрасходов
Министерство финансов внесло в Белый дом проект концепции бюджетного мониторинга за подписью замминистра Алексея Лаврова. Об этом [сообщает](http://www.kommersant.ru/doc/3224365) «Коммерсант». Проект предлагает объединение разрозненных информационных систем под контролем Федерального казначейства. Среди этих систем — ФГИС «Электронный бюджет», системы контроля госзакупок (ЕИС), гособоронзаказа (ГОЗ) и самого казначейства (АСФК), а также единая электронная площадка, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и федеральная база данных о покупках стоимостью дороже 600 тыс. рублей. Сам Лавров в разговоре с изданием отметил, что идеи Минфина согласованы с министерствами, Счетной палатой, ЦБ и экспертами аналитического центра при правительстве. В проекте утверждается, что на основании данных из этих БД ведомство сможет вычислять степени риска клиентов бюджетной системы, доводить их до соответствующих госорганов, а также предлагать меры по снижению рисков. Субъектами контроля в Минфине будут считать не только участников бюджетного процесса, «но и иные юридические и физические лица, получающие средства из бюджетов». По результатам мониторинга речь могут идти и о проверках, по итогам которых могут быть приняты решения о приостановлении предоставления средств, о выдаче требований об устранении нарушений, о компенсации нанесенного ущерба и возбуждении административных и уголовных дел, а также об отказах в учете бюджетных обязательств и расходовании госсредств. В числе рисков, которые будет контролировать казначейство, Минфин включает и макропоказатели, и локальные проблемы. Одним из инструментов мониторинга могут стать «предоставление средств из бюджетов... только после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств» при совместном контроле факта поставки заказчиком и казначейством. Это требование Минфин готов сделать обязательным. Начать описанный в проекте контроль ведомство планирует уже в 2017 году в пилотном проекте в рамках ФАИП. Систему выявления рисков и критериев отнесения к ним участников бюджетного процесса планируется создать до конца 2018 года. В 2019-2020 гг. планируется создание IT-системы мониторинга и внесение правок в законодательство — в частности, в Бюджетный кодекс, в НК РФ, законы о банковской деятельности, защите конкуренции, о госзакупках и закупках госкомпаний и ряд других.