В губдуме обсудили эффективность реализации региональных госпрограмм

В 2012 году президент России Владимир Путин в рамках бюджетного послания Федеральному Собранию подчеркнул роль государственных программ в рамках бюджетного планирования. "Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением, формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ", — подчеркнул глава государства. Председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Габибулла Хасаев отметил, что бюджет Самарской области формируется на основе госпрограмм региона с 2014 года и ежегодно доля программных расходов только увеличивается. Так, если в 2014 году она составляла 56,6%, то в 2017 — 82,2%. Количество региональных госпрограмм тоже растет: в 2014 г. — 40 программ, в 2017 году — 47. Председатель бюджетного комитета рассказал, что есть программы, которые очень часто корректируются. К примеру, государственная программа по развитию транспортной системы губернии на 2014–2025 годы. Только в 2016 году она корректировалась 17 раз. "Одна из проблем, почему происходит частый пересмотр программ — это отсутствие умения учитывать вероятные риски при их разработке. Как тогда эти риски закладывать в программы и как реагировать на действующие управленческие решения в процессе исполнения госпрограмм?", — поставил острый вопрос Габибулла Хасаев. Заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области — руководитель департамента прогнозирования и стратегического развития Любовь Иванова рассказала, что процесс разработки, реализации и оценки эффективности реализации госпрограмм Самарской области регламентирован Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации госпрограмм Самарской области, утвержденным постановлением правительства Самарской области от 20.02.2013 № 498, при разработке которого были учтены положения документов федерального уровня. В 2016 году в порядок внесены изменения, учитывающие дополнительные требования к госпрограммам субъектов РФ как документам стратегического планирования, установленные Федеральным законом "О стратегическом планировании", а также учитывающими наработанную практику реализации госпрограмм, замечания и предложения Самарской губернской думы, Счетной палаты Самарской области и прокуратуры. В своем докладе Любовь Иванова обратила внимание присутствующих на новации в методике оценки эффективности госпрограмм и ее постоянном совершенствовании. Для того чтобы оценить эффективность программ и проектов поправок к ним различные ведомства проводят контролирующие мероприятия. Постоянный анализ госпрограмм ведет и Счетная палата Самарской области. Заместитель председателя Счетной палаты Константин Машков особенно отметил, программы должны быть встроены в систему долгосрочного планирования и нацелены на конечный результат. Чтобы достичь этой цели, необходимо добиться решения двух системных проблем, с которыми столкнулось контрольное ведомство. Это непредставление полного пакета документов, необходимых для проведения финансовой экспертизы со стороны заинтересованных исполнителей данных программ, и отсутствие реагирования или формальное реагирование на выявляемые нарушения и недостатки. Кроме того, не разработан механизм учета замечаний и предложений органов внешнего государственного финансового контроля. По мнению Счетной палаты, это может привести к неэффективному и нецелевому использованию средств. Константин Машков рассказал, что согласно анализу госпрограмм, есть несколько направлений, которые необходимо учитывать при их составлении. В частности, Счетная палата полагает, что срок планирования госпрограмм должен превышать срок возврата инвестиций в соответствующих отраслях. Кроме того, необходимо связать расходы программы с результатами, а также дополнить их информацией в соответствии, с которой можно было бы более четко просчитать эффективность программных мероприятий. "Необходимо выработать методику, которая дала бы возможность сопоставлять эффективность реализации различных госпрограмм. Здесь важен комплексный подход: нужно понимать, как отражается реализация всех этих программ на эффективности экономики и благосостоянии населения региона. Важно правильно определить приоритеты и сконцентрировать ресурсы на решении конкретных проблем", - отметил Габибулла Хасаев, подводя итоги круглого стола.