Свежий номера журнала РЖД-Партнер
Тема номера традиционно представляет подборку лидеров транспортной отрасли по итогам 2016 года – топ-менеджеров, чей профессионализм и инициатива позволили достичь качественных изменений в руководимых ими отраслях. Транспортный сегмент представили министр транспорта РФ Максим Соколов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, вице-президент, начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин, директор Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэконом развития РФ Ярослав Мандрон, глава Росавтодор Роман Старовойт, генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев и другие. В материале «Эффективная тяга» вице-президент– начальник Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Олег Валинский подробно остановился на вопросах повышения эффективности работы локомотивного парка РЖД, в том числе совершенствования системы управления тягой. Как известно, Дирекцией тяги разработан стратегический план по обеспечению перевозочного процесса локомотивами до 2020 года. «Разработанная программа позволит повысить эффективность владения локомотивами на 24%, - отметил О.Валинский, - Это, в свою очередь, даст возможность и потребности клиентов удовлетворить, и парк оптимизировать. В целом на сети до 2020 года намечено высвободить 5582 локомотива». Вице-президент также оценил сложившуюся систему сервисного обслуживания тягового подвижного состава. По его мнению, пока взаимодействие завода-изготовителя и сервисной компании в рамках одного холдинга отлажено недостаточно. «Полагаю, что когда перевозчик будет приобретать тяговый подвижной состав по контрактам жизненного цикла, проблемы будут решены», - уверен О.Валинский. Разговор зашел и об уникальных технологиях, в частности о практике вождения локомотивов без участия машиниста. Планирует ли ОАО «РЖД» тиражировать инновационные решения, внедренные на ст. Лужская-Сортировочная, где локомотивы водят по принципу «без машиниста»? «Опыт Лужской пока во многом эксклюзивен: в станцию вложены солидные инвестиции, внедрено множество инноваций. Конечно же, в перспективе его необходимо тиражировать. Ведь на других дорогах мира тоже имеется практика вождения локомотивов без участия машиниста. Будущее – за беспилотными транспортными системами», - резюмировал О.Валинский. Вопрос совершенствования управления тягой волнует многих участников рынка. Собственно, как и возможные перспективы ее дефицита с августа 2017 года – именно тогда заканчивается срок переходного периода технического регламента Таможенного союза 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Это чревато тем, что собственники уже не смогут эксплуатировать на путях необщего пользования старые локомотивы, нормативный срок службы которых истек, без заводской модернизации. В связи с этим Минпромторг России предложил предоставлять субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением промышленного тягового подвижного состава (ожидаемый срок вступления в силу проекта постановления Правительства РФ - май 2017-го). Правда, средств, которые предлагает выделить министерство на субсидии в 2017 году, по оценкам экспертов, хватит на обновление лишь 54 ед. техники. Сколько локомотивов остановит введение в силу ТР ТС 001/2011, что произойдет после его введения на путях необщего пользования, и поможет ли предложение Минпромторга решить проблемы отрасли – в материале «Промышленные локомотивы идут под уклон». Начало года характеризовалось увеличением погрузки лома черных металлов (+ 75,9% за январь, до 802 тыс. т.). Причем основные объемы были перевезены во внутригосударственном сообщении. Именно спрос российских предприятий в первую очередь подпитывает в последнее время железнодорожную погрузку данной номенклатуры. Прибавили в железнодорожных перевозках металлолома такие грузополучатели, как ММК, «НЛМК-Калуга», «Уральская сталь», Абинский ЭМЗ, АМЕТ, ОЭМК и «Тагмет». Причем заадресованные им поставки перекрыли по размерам снижение погрузки для целого ряда других игроков – «ОМК-Сталь», «Северсталь», ВТЗ, «Мечел» и БМЗ. Какова основная причина подъема, и что помешало железнодорожному экспорту вырасти в гораздо больших объемах, чем это произошло – в статье «Лом спешат отправить в переплавку». Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала «РЖД-Партнер», обобщающее оценки грузовладельцами уровня услуг железнодорожного транспорта, по итогам последнего квартала 2016 года составил 60 баллов, что по сравнению с тремя предыдущими кварталами оказалось самым низким результатом. В чем причины снижения лояльности отправителей к качеству услуг РЖД? Подробный анализ ситуации в материале «А так ли много желает клиент?» По мнению экспертов, нынешний кризис удовлетворенности грузоотправителей состоянием дел в сфере железнодорожных перевозок отнюдь не результат деятельности рыночной стихии. Основные претензии клиентов РЖД сводятся к высоким ставкам на предоставление подвижного состава операторских компаний, а также к дефициту вагонов во многих грузовых сегментах. Причины негативных тенденций – принудительное сокращение парка в результате решений, принятых правительством РФ (фактический запрет продления срока службы вагонов, а затем внесение поправок в ПТЭ о запрете выхода вагонов с продлением срока службы на пути РЖД). О популярной сегодня на Западе тенденции применения альтернативных источников энергии, не оказывающих негативного влияния на окружающую среду можно прочитать в материале «Природа движет поездами». Кстати, в начале января главу голландских железных дорог Роже ван Бокстера примотали к лопасти ветряной мельницы и отправили в полет – таким необычным способом компания анонсировала уникальное событие в мировой истории транспорта, а именно – полный переход на работу от энергии ветра. А, например, в Индии уже проходит испытания поезд, работающий на солнечной энергии. Конечно, делать ставку только на солнце и ветер не всегда возможно. В связи с этим производители подвижного состава предлагают использовать альтернативное топливо. Еще одним вариантом решения экологического вопроса является внедрение поездов, питающихся от аккумулятора. Эксперты уверены, что мир будет медленно переходить на альтернативное топливо. Единственное, что может ускорить этот процесс, – законодательство, направленное на снижение вредных выбросов. Завершает №4 журнала «РЖД-Партнер» приложение «Порт». В нескольких материалах подводятся итоги грузовой работы российской портовой отрасли в 2016 году, выделяются основные тенденции настоящего времени, а также дается прогноз на ближайшее будущее. Несмотря на конъюнктурные изменения, объем перевалки в портах РФ по итогам 2016 году увеличился по сравнению с 2015-м на 6,7% и составил 722 млн т. Такая динамика обусловлена ростом перевалки сырой нефти, угля, грузов в контейнерах, зерна, черных металлов, грузов на паромах, минеральных удобрений, сжиженного газа, руды, леса и накатных грузов. Причем возрастание объемов по данным номенклатурам перекрыло снижение обработки нефтепродуктов, металлолома и тарно-штучной продукции. Дальнейшее наращивание обработки грузов в том числе зависит от реальных и потенциальных возможностей развития терминальной сети. Однако одного желания стивидоров повысить качество своих услуг – недостаточно. Как повысить привлекательность портовых мощностей в глазах частного капитала? Эти и другие аспекты анализирует исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов в статье «Сила притяжения российских морских терминалов» Подробнее читайте в №4 журнала «РЖД-Партнер»!