Инвестиции и революция: опыт России за 116 лет

Россия за 116 лет потеряла лидирующие финансовые позиции в мировой экономике, к таким выводам пришли аналитики швейцарского банка Credit Suisse совместно с Лондонской школой бизнеса в своем ежегодном отчете Global Investment Returns. Так, в отчете идет речь, что наша страна 100 лет назад с экономической точки зрения чувствовала себя более устойчиво, чем сейчас. ФОТО: EPA/MAXIM SHIPENKOV Аналитики сконцентрировали свое внимание на историческом аспекте по развитию доходности инвестиций на 23 национальных рынках акций и облигаций, анализируя данные за последние 26 лет. Эксперты определили какие страны потеряли лидирующие позиции в мировой экономике и сбавили темпы развития. В Credit Suisse оценили среднегодовую доходность российских акций в XXI веке в 1,2%. По их мнению, российский фондовый рынок за последнее столетие сильно просел и наша страна не смогла сделать экономического рывка, как планировала. В 1899 г. объем фондового рынка России составил 6,1% от общемирового, а в 2016 г. Россия не вошла в список стран, имеющих значительный объем национального фондового рынка, свидетельствуют данные.Таким образом, аналитики резюмируют, что Россия не стала мировым финансовым центром: динамика начала ухудшаться еще 20 лет назад. Эксперты проанализировали сравнительную диаграмму реальных доходностей, используя методику подсчетов по различным рынкам: акций, облигаций и векселей. Так, за период с 1995 по 2016 годы доходность по акциям составила 4,8%, облигациям — 4,5%, векселя продемонстрировали отрицательную доходность в -0,8%.Среднегодовая реальная доходность российских акций за период с 2000 по 2016 год составила 1,2%.Аналитики также оценили долю российского фондового рынка в общемировой капитализации. Если на 31 декабря 1899 года она составляла 6,1%, то на 31 декабря 2016 года Россия не вошла в список стран, имеющих значительный объем национального фондового рынка."Россия, как и Китай, не имеет непрерывной инвестиционной истории из-за длительного периода советского коммунизма, который длился более 70 лет после Октябрьской революции. В 1917 году инвесторы в национальные акции и облигации потеряли фактически все. Пока государственные облигации, купленные за рубежом, продолжали обращаться в таких финансовых центрах, как Лондон или Париж, спустя долгие годы после 1917 года, проценты по ним не выплачивались. Не смотря на то, что российское правительство в итоге достигло соглашения с Великобританией в 1986 году и Францией в 1996 году о выплате небольшой компенсации, инвесторы суммарно потеряли более 99% в текущем стоимостном выражении", — подводят итог аналитики Credit Suisse.Эксперты указывают, что Россия сильно теряет в экономическом развитии из-за исторических переворотов, которые проводят к финансовым кризисам внутри станы. По мнению специалистов, глубокий след на российскую экономику оказал 1998 год, когда Россия пережила серьезные финансовые потрясения: дефолт, девальвация валюты, гиперинфляция и экономический кризис. Однако в отчете идет речь, что даже такие серьезные проблемы не сломили Россию, и экономика стала быстро восстанавливаться: уже в 2008 году рост ВВП достиг уровня 7%. Эксперты подчеркивают, что экономика России имеет сырьевую направленность и основное влияние на российскую экономику продолжат оказывать цены на нефть, которые постоянно колеблются. Так, быстрые темпы роста ВВП и доходов населения в отсутствии реформ возможны только в случае, если цены на нефть будут постоянно расти и вновь вернуться к прежним показателям. Основной удар по российской экономике продолжают наносить мировая политическая нестабильность,от которой пока российская экономика имеет сильную зависимость.Как сообщали ранее "Вести.Экономика" , хотя Россия намерена выйти из рецессии в этом году, экономический спад во многих регионах продолжится.Аналитики компании считают, что ряд регионов рискнет выступить против политики Кремля, которая усугубляет экономические проблемы регионов за счет невыполнения обязательств по кредитам и увеличения дефицита. В свою очередь Кремль попытается усилить контроль в регионах, введя санкции и ужесточив меры безопасности. Дотации регионам в 2016 году После двух с половиной лет глубочайшего экономического спада Россия взяла курс на восстановление. В этом году она намерена выйти из рецессии. Рост должен составить 1,5% благодаря более точному плану расходов и более реалистичным ценам на нефть, заложенным в бюджет. Западные кредитные рейтинговые агентства, такие как Standard & Poor∎s, подняли прогноз в отношении страны с "негативного" на "стабильный".Однако, несмотря на предстоящий подъем, россияне в довольно отчаянном положении. В 2016 г. четверть российских компаний сократила зарплаты. Среднемесячная заработная плата в России снизилась на 8% в прошлом году, и это после падения на 9,5% в 2015 г. Сейчас она ниже $450 — меньше средней месячной заработной платы в Китае, Польше или Румынии, при этом уровень бедности вырос почти на 15%.Огромная территория России состоит из 85 регионов различных форм и размеров. Согласно данным Минфина РФ 10 из 85 – крупные товаропроизводители либо мегаполисы – экономически или финансово стабильные, упали почти вдвое с 2015 г. 30 регионов едва сводят концы с концами, так как непосредственные федеральные субсидии составляют 33% от их доходов. Только в 10 из этих регионов ежегодно поступает половина суммы от субсидии в $3,5 млрд, которую выделяет Кремль: Дагестан, Чечня, Якутия, Камчатка, Крым, Алтай, Тува, Бурятия, Ставропольский край и Башкирия.70 регионов России отправляют 63% от своих доходов в федеральный бюджет, региону остается 37%. Федеральное правительство возвращает не более 20% в виде субсидий и межбюджетных трансфертов. В последние четыре года Кремль увеличил сумму поступлений из этих регионов на 12%, в этом году намечается увеличение еще на 2%. Хуже всего то, что Москва переложила часть бремени по социальным расходам на плечи региональных властей после финансового кризиса 2008-09 гг. Через несколько лет, после того как Путин пошел на третий срок, страна оказалась в очередном финансовом кризисе.Рецессия и растущие финансовые обязательства вынудили большинство регионов России работать с высоким дефицитом бюджета. Ходят слухи, что с 2016 по 2018 гг. дефицит некоторых региональных бюджетов составит 10%, однако в 17 регионах дефицит превысит порог в 10%. Федеральный бюджет в настоящее время испытывает большое давление, регионы все больше полагаются на коммерческие кредиты. Standard & Poor∎s отмечает, что долг регионов страны превышает $100 млрд – большая часть общего долга России.Тяжелое положение регионов не несет ничего хорошего для Кремля с финансовой точки зрения. Кремль всегда предоставлял руководителям многих регионов страны достаточное количество автономии. С одной стороны это в каком-то смысле облегчало контроль за регионами, с другой стороны поддержание необходимой лояльности регионов по отношению к федеральному правительству было постоянной головной болью Кремля. Десятки регионов пытались вырваться из-под власти или получить больше автономии от России после распада СССР. Война в Чечне – пример того, к чему эти попытки привели в конечном итоге. Во время кризиса 1998 года многие регионы предпочли самостоятельное финансовое выживание, без опоры на федеральное финансирование.В конце 2016 г. соотношение долга к доходам в 25 регионах России превысило 85%. И регионам не остается ничего другого, кроме как увеличить заимствования, чтобы обеспечить восстановление. Standard & Poor∎s считает, что региональные органы власти должны занять еще $20 млрд, чтобы покрыть выплаты долгов. Кремль тем временем продолжает требовать увеличения поступлений из регионов.Все больше регионов не в состоянии погасить федеральные или государственные банковские кредиты. Минфин признал, что за последние два года более десятка регионов перестали выплачивать кредиты. 27 декабря президент Татарстана Рустам Минниханов осудил план Кремля по увеличению объема региональных поступлений в бюджет. Он сравнил текущую экономическую политику Москвы с программой раскулачивания, которую в свое время проводил Иосиф Сталин – инициатива, при которой советское правительство отобрало частные сельскохозяйственные земли и превратило их в катастрофические колхозы, уничтожив при этом миллионы людей.Реакция Кремля на экономические потрясения и недовольства регионов была неоднозначной. Путин назвал растущий долг регионов "серьезной" проблемой, однако винит он в этом, похоже, сами регионы, нарушающие правила федерального правительства по дефициту. Министерство экономического развития предложило повысить финансовую поддержку регионов на 9% в этом году. Но Москва настроена проводить жесткую экономическую политику в регионах. Путин призвал министра финансов Антона Силуанова реализовать новый бюджетный кодекс к 2019 г., в рамках которого должны быть соблюдены стандарты в отношении региональных дефицитов и долговых коэффициентов. Любой регион, который не сможет соответствовать нормативным актам, будет подвергаться санкциям (хотя, каким, пока неясно). Ссылки по теме Кабмин поможет регионам погасить долги Топ-20 регионов с наибольшими трансфертами на дороги S&P: рынок региональных облигаций удвоится Кроме того, Москва расправляется с региональными лидерами: за два года арестованы три губернатора по обвинению в коррупции. Российские СМИ смаковали эти случаи, щедро предоставляя снимки столов, набитых наличными, авторучек, инкрустированных бриллиантами, дорогих подарков. А 23 января Путин подписал закон, в рамках которого все губернаторы теперь обязаны раскрывать информацию о своих активах и доходах.А в 2016 г. Федеральная служба безопасности разработала новую систему оценки губернаторов на основе производительности регионов экономической стабильности, их избирательной деятельности и уверенности Кремля в них. Вскоре после этого Федеральная служба охраны, которая крайне лояльна к Путину и враждует с ФСБ последние несколько лет, придумала свою собственную систему для отслеживания производительности губернатора и региональной стабильности.Финансовая нестабильность, преследующая регионы России, является продуктом сложного экономического положения страны, результатом борьбы за власть, раздирающей Кремль. Хотя Москва и располагает средствами для предотвращения финансовых кризисов в регионах, она не может определить, как лучше это сделать. И пока федеральное правительство не остановит свои внутренние споры, регионам не придется ждать помощи от властей. Россия живет сегодня в обстановке недооцененной валюты, а Европа в трудном положении из-за своей фискальной политики. Так считает Роберт Паркер, старший консультант отдела инвестиционных стратегий и исследований банка Credit Suisse, который озвучил свою позицию эксклюзивном интервью программе"Курс дня". Он рассказал о перспективах рубля, о том, как долго еще будут привлекательны неоправданно дешевые российские бумаги, прокомментировал, как победа Трампа отразится на американской валюте, а также дал свой прогноз на следующий 2017 год.

Инвестиции и революция: опыт России за 116 лет
© Вести.Ru