Как устроен рынок реалити-квестов в Москве
За последние пару лет рынок квестов захватил всю Россию — сейчас только в столице работает от нескольких сотен до тысячи подобных заведений. «360» решил узнать у представителей индустрии, во сколько обойдется создание реалити-квеста с нуля и как быстро можно выйти в плюс. Квесты в реальности — это командная игра, цель которой — за определенное время выбраться из помещения, выполняя задания на сообразительность. Сюжеты квестов могут быть разными — от выживания в пост-апокалиптическом мире до приключения в стриптиз-клубе. Первые квесты появились в Москве в декабре 2013 года в проекте «Клаустрофобия». Сейчас, согласно агрегатору «Афиша-квесты», в столице 425 квестов в реальности. По их количеству в столице лидирует все та же «Клаустрофобия» — у проекта больше 50 квестов. Сколько стоит открыть квест Как признается сооснователь «Клаустрофобии» Сергей Кузнецов, стартовые вложения в первую локацию составили чуть больше миллиона рублей, а каждый квест обошелся примерно в 500 тысяч. Окупиться удалось быстро — буквально за две недели, однако Кузнецов не считает это показательным: «Мы окупали новый продукт, который был уникальным для рынка и спрос очень сильно превышал предложение». Кузнецов оценивает создание одного квеста в настоящее время в 3 миллиона рублей. По его словам, многое зависит от арендной платы. С ним согласен и сооснователь сети квестов «выХод» Роман Автухов. «выХод» стартовал в Новосибирске весной 2014 года, а первый квест в Москве компания запустила в феврале 2015-го года. Другой сооснователь компании — Роман Купецкий. Сейчас у «выХода» 15 квестов в столице. По словам Автухова, запуск одного квеста в Москве обойдется в сумму от 1,5 до 3 миллионов рублей. «Есть примеры квестов по шесть и восемь миллионов, но это либо пиар, либо самолюбие владельца», — утверждает он. Те же суммы называет и сооснователь сети квестов CityQuest Александр Гончаренко. Первые квесты в столице компания открыла в 2014 году, сейчас в Москве 20 их заведений. По словам Гончаренко, существуют и совсем дешевые квесты, производство которых обходится в 200−300 тысяч рублей, но их качество оставляет желать лучшего. В CityQuest стараются укладываться в 2,5 миллиона рублей. Всем кажется, что создать квест — это очень дешево и быстро, что все могут написать сценарий, сделать абы какие декорации. На такие квесты уходит 200−300 тысяч рублей. Это очень сильно портит рынок. По словам Гончаренко, основные операционные затраты — аренда, персонал и маркетинг. «Эффективно делать сразу несколько квестов на одной локации, так что все эти затраты распределяются сразу на несколько квестов», — утверждает он. Гончаренко считает, что эффективная ставка за арендную плату — 12 тысяч рублей за метр в год. Таким образом локация из одного квеста на 60 квадратных метров будет обходиться в 60 тысяч рублей в месяц, а три квеста, расположенные на 140−150 квадратных метрах, в 140−150 тысяч соответственно. Кузнецов рассказал, что копирование уже работающего квеста занимает порядка трех месяцев. Создание абсолютного нового квеста длится намного дольше, вплоть до полутора лет. «Все зависит от того, насколько технически сложен квест, какое количество работы приходится делать операторам, программистам, бутафорам, дизайнерам, декораторам, инженерам и так далее», — признается сооснователь «Клаустрофобии». Чтобы окупиться, квесту нужно как минимум полтора года, считает Автухов. Аналогичные цифры называет и Кузнецов. Сейчас рынок становится более взрослым, конкурентным, менее маржинальным. Цифры по окупаемости достигают нескольких лет и это скорее нормально, чем нет. Как сделать успешный квест Кузнецов затруднился назвать факторы, которые гарантированно сделают квест успешным. «Нет какого-то конкретного жанра, какой-то серебряной пули, которая гарантирует популярность квеста. Все очень сильно зависит от того, насколько хорошо поработали сценаристы и вся команда, работавшая над квестом, а это условно около 40−50 человек», — утверждает Кузнецов. О популярности нового продукта можно сделать вывод через несколько месяцев после запуска, считает он. Это всегда небольшая магия и до старта продукта непонятно, насколько полюбится аудитории та или иная история. По мнению Романа Автухова, сейчас популярны квесты на хоррор-тематику — их доля составляет порядка 50%, однако предприниматель считает, что их популярность постепенно сходит на нет. «Люди начинают пресыщаться страшилками и хотят что-то киношное или приключенческое. При грамотном маркетинге именно эти квесты получают хорошие отзывы у людей», — утверждает он. Стоит ли открывать квест самому По оценке Романа Автухова, сейчас в столице порядка 600−700 квестов. Многие из них закрываются и в основном это отдельные заведения, не входящие в состав крупных сетей. Автухов советует не начинать бизнес с нуля, а работать с уже существующими сетями. Открывать и уходить в свободное плавание — это очень рискованное решение. Если же становиться частью показавшей себя и уверенно существующей сети в Москве, то здесь очень привлекательные условия для развития. С ним согласен и Сергей Кузнецов: рынок реалити-квестов в Москве уже перегружен. По его оценке, сейчас в столице порядка тысячи квестов. «Это чуть-чуть много для города. В Москве я бы сейчас не рекомендовал отдельно взятым игрокам начинать с создания квестов. Есть ряд сетей и в их рамках есть шанс сделать хороший продукт и сделать так, чтобы у этого продукта была аудитория. Сагрегировать аудиторию на московском рынке отдельному взятому игроку сейчас невозможно», — говорит предприниматель. При этом Александр Гончаренко считает, что несмотря на большое количество предложений, достойных из них по-прежнему немного. С одной стороны, рынок очень сильно насыщен. Квестов много, но половина из них настолько низкого уровня, что и сами не зарабатывают, и портят общую картину рынка. Люди, которые приходят в первый раз на квесты в подобное заведение, у них складывается ощущение, что это развлечение в дальнейшем не будет достойно их внимания. Гончаренко убежден, что в индустрии квестов есть потенциал для роста. «Активная аудитория, которая посещает квесты, небольшая и есть много людей, которые в квесты ни разу не ходили. И наша задача — вовлечь их в нашу тусовку», — заключает предприниматель.