В прошлом году в Пермском крае началась реализация долгожданного проекта, способного существенно повлиять на бизнес пассажирcких перевозок. В регионе начался процесс внедрения электронной системы оплаты проезда. Краевая администрация еще весной запустила электронный проездной для региональных и федеральных льготников. А к концу года свою систему подготовила для городских льготников и администрация Перми. В перспективе обе системы планируют побороться за контроль финансовых потоков от платных пассажиров. Пермский край пытается перейти к системе безналичного расчета в транспорте уже несколько лет. В первую очередь это необходимо для того, чтобы сделать расчеты с перевозчиками более прозрачными. Сейчас из бюджетов всех уровней перевозчикам доплачивают субсидию за перевозку льготных категорий граждан. Данные о количестве перевезенных пассажиров передают сами предприниматели. При этом основная часть перевозок в крае осуществляется частными компаниями. Особенно на внедрении электронной системы расчетов в общественном транспорте настаивали депутаты Пермской городской думы, которые считают, что таким образом можно будет контролировать денежные потоки в транспортной отрасли и снизить расходы на субсидирование пассажирских перевозок. Ежегодно затраты городского бюджета на субсидии перевозчикам составляют около 800 млн руб. Часть из них компенсирует затраты на провоз льготников. Деньги выплачиваются также за работу на убыточных маршрутах, где тариф не покрывает затраты перевозчиков. Однако по разным причинам внедрение электронной системы откладывалось несколько раз. В последний раз причиной задержки стали разногласия между городскими и краевыми властями. Краевые власти посоветовали городу не торопиться с внедрением системы, а синхронизировать этот процесс с краем, который также выделяет средства на провоз своих льготников. В перспективе электронная система должна распространиться и на платных пассажиров. Таким образом, власти смогут контролировать реальное положение дел в отрасли и формировать тариф, видя прибыль на маршрутах. Не дожидаясь консолидированного решения, участники пассажирских перевозок стали вводить свои системы учета пассажиров. Так, с 2012 года на рынке работает система, внедренная ООО «Гольфстрим». Сейчас к системе электронного учета пассажиров подключено примерно 160 автобусов на городских, пригородных и краевых маршрутах. В 2014 году на рынок вышло ООО «Прокарт» со своей системой «Один билет». Договоры на оказание услуг с этой компанией заключили перевозчики из крупнейших городских некоммерческих партнерств «Единый союз перевозчиков» и «Автолидер». По данным компании, система работает в 400 городских автобусах (всего на маршрутах города ежедневно работает около 750 автобусов, 150 трамваев и троллейбусов). Уже тогда администрация края предупреждала перевозчиков о том, что в последующем у предпринимателей могут возникнуть сложности с подключением к системе, которую выберут региональные власти. Суда на ФАС нет Осенью 2015 года министерство транспорта провело конкурс для выбора оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда. В конкурсе участвовали две компании: лоббируемое властями ПКГУП «Автовокзал» и частный оператор ООО «Прокарт». В результате победителем стало краевое предприятие. ООО «Прокарт», не согласившись с процедурой отбора и способом внедрения системы, обратилось с жалобой в несколько инстанций: УФАС, краевой и арбитражный суд. На стороне частной компании оказалось только УФАС. Антимонопольный орган признал в действиях Министерства транспорта Пермского края нарушение части 3 статьи 15 федерального закона № 135 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении хозяйствующего субъекта — ПКГУП «Автовокзал» — функциями органа государственной власти Пермского края по организации транспортного обслуживания населения. Надзорный орган посчитал, что краевое предприятие не имеет законных оснований выступать в качестве оператора ЭСПД, и в частности не имеет права распределять средства от их продажи. Несмотря на предписание УФАС, «Автовокзал» посредством закупки у единственного поставщика заключил договор по предоставлению и использованию программного обеспечения для внедрения системы автоматизированного учета и оплаты проезда в общественном транспорте с ООО «Бенток-Смоленск». Цена договора составила 11,9 млн руб. ООО «Бенток-Смоленск» внедряет систему «Ехать быстро». Система внедрена уже в Башкирии, Челябинске, Омске, Пятигорске. Несмотря на протесты со стороны перевозчиков и жалобы на заключение договора в судебные инстанции, весной прошлого года система «Бенток-Смоленск» была запущена в Пермском крае. Вместо бумажных социальных проездных в регионе начали действовать электронные документы. Право на их покупку имеют федеральные и региональные льготники. По данным «Автовокзала», по состоянию на февраль этого года к системе подключилось 90% пригородных маршрутов. Жалобы компании «Прокарт» и УФАС в апелляционный суд и суд общей юрисдикции результата не принесли. Суды признали законность заключения договора. Несмотря на это, предприниматели неохотно подключались к краевой системе. Перевозчики опасались внедрения городской системы, которая могла оказаться не синхронизированной с краевой. В таком случае предпринимателям пришлось бы нести двойные затраты на оборудование своих транспортных средств. Сейчас все затраты на покупку валидаторов, подключение к системе оператора лежат на перевозчиках. Субсидии предпринимателям начисляются, только если они подключатся к системе. При этом перевозчики обязаны обеспечить бесплатный проезд при предъявлении электронных проездных документов, даже если транспортное средство не оборудовано валидатором для считывания информации с карты. У тех перевозчиков, которые уже внедрили в своих автобусах электронную систему оплаты проезда, выбрав партнерами «Гольфстрим» или «Прокарт», возникли проблемы с подключением к краевой системе. Оказалось, что системы не синхронизируются. «Гольфстрим» пытался договориться с ООО «Бенток-Смоленск» об их синхронизации. На валидатор удалось установить дополнительную программу, которая позволяет переключаться с одной системы на другую. То есть один валидатор может считывать данные и платных пассажиров с картами «Гольфстрима», и льготников с электронными СПД. Однако переключение между системами длится несколько секунд, что неудобно для кондукторов в час пик, поэтому сейчас система дорабатывается. Внеконкурентная борьба Городские власти отказались присоединяться к системе, предложенной краевым «Автовокзалом». И вслед за краем по аналогичной схеме в прошлом году выбрали партнера для обслуживания своих льготников. Сначала оператором системы льготных проездных документов было выбрано МКУ «Гортранс». А муниципальное предприятие, в свою очередь, также посредством закупки у единственного поставщика, заключило муниципальный контракт на предоставление прав использования программного обеспечения, необходимого для запуска системы учета пассажиропотока льготной категории пассажиров, с ООО «ИТ-ЦентрСервис». Эта компания является представителем системы «Удобный маршрут». Сумма контракта составила 89 тыс. руб. Интересно, что частные операторы отмечали, что сумма контракта, гораздо ниже рыночной стоимости продукта. Как поясняли в департаменте, они провели опрос среди всех операторов и выбрали самый оптимальный вариант, а сумма до 100 тыс. руб. позволила обойтись без конкурсных процедур. В конце декабря городские льготники получили право на покупку электронных проездных, а с 1 января этого года перевозчики Перми должны были подключиться к системе. Однако по состоянию на середину февраля к системе «ИТ-ЦентрСервис» подключились менее 30% городских перевозчиков. Предприниматели, в автобусах которых действуют другие системы, отмечают, что не могут подключиться к городской системе из-за отсутствия регламента технического присоединения. Кроме того, сложности вновь возникли у тех предпринимателей, которые уже имеют договоры с другими операторами. Городская система не синхронизируется ни с краевой, ни с частными. Сейчас специалисты компаний пытаются найти компромиссное решение. Директор ООО «Бенток-Смоленск» Павел Панин отметил, что компании далеко продвинулись вперед, проводится тестирование систем. «Пока говорить о том, что решение найдено, преждевременно», — говорит господин Панин. По его словам, это произойдет не раньше марта-апреля. «Сначала это были политические разногласия. Сейчас они уходят в тень, и остались больше технико-экономические проблемы, которые мы пытаемся решить», — пояснил он. Директор НП «Автолидер» Александр Богданов считает, что заложниками разногласий между краевыми и городскими властями в итоге оказались перевозчики. Так, стоимость одного валидатора составляет около 10 тыс. руб. Перевозчик несет дополнительные затраты на подключение к системе, а также на ежемесячное обслуживание. Таким образом, оборудование одного автобуса составляет примерно 20 тыс. руб. А если системы не синхронизируются между собой, то перевозчик несет затраты на подключение и к городской, и к краевой системам. «Сейчас проблема остро встала для льготников, которым ограничили объемы льгот, и перевозчиков, которых насильно заставляют подписываться под кабальными условиями в пользу конкретной организации. Дальнейшее давление на перевозчиков приведет к неизбежному перекладыванию всех этих затрат на простых пассажиров. При этом департаментом дорог и транспорта неоднократно заявлялось, что в городе будет создаваться открытая система. А получается, что система закрытая и завязана на конкретной компании», — отмечает перевозчик. Стоит отметить, что городская система, в отличие от краевой, вызвала и острое социальное недовольство. Дело в том, что с внедрением электронных льготных проездных городские власти ввели лимит на количество поездок. Теперь льготник имеет право только на 90 поездок в месяц по ЛПД. С критикой этого решения выступили студенты, отметив, что такого количества поездок им явно недостаточно. Дело в том, что корпуса многих вузов Перми расположены в разных частях города и студентам приходится совершать по несколько поездок в день. По их подсчетам, для передвижения им необходимо не менее 120 поездок в месяц. Предприниматели обратились с коллективной жалобой в УФАС по Пермскому краю. Перевозчики отмечают, что фактически власти вынуждают их приобретать программное обеспечение для валидаторов у одной конкретной компании. По расчетам, которые приводятся в заявлении, стоимость услуг ООО «ИТ-ЦентрСервис» на одну транзакцию в семь с лишним раз выше стоимости аналогичных услуг других компаний. Те же перевозчики, которые имеют альтернативные решения, полностью совместимые с информационной системой, сегодня получают от МКУ «Гортранс» отказы в подключении без объяснения причин и указания, какие технические мероприятия необходимо выполнить. В УФАС сообщили, что изучат изложенные в заявлении факты и примут решение, возбуждать или нет дело. Осложняет ситуацию для предпринимателей и то, что с 1 февраля субсидии за провоз льготников в городских автобусах также будут выплачиваться только тем предпринимателям, которые подключатся к системе. Предприниматели отмечают, что «ИТ-ЦентрСервис» не готов так быстро подключить весь общественный транспорт Перми к своей системе. Перевозчики предупреждают власти города, что в конечном итоге затраты на подключение к системе будут внесены в тариф, что неизбежно приведет к его увеличению. На проблему обратило внимание региональное отделение Общероссийского народного фронта в Пермском крае. «Почему эксперименты проводятся на людях? Что мешало перевести проездные в электронный вид без введения лимита, обеспечить всех перевозчиков валидаторами, получить достоверную информацию о количестве льготных поездок, обсудить это со студенческим сообществом и только потом рассчитать лимит?» — замечает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Геннадий Сандырев. ОНФ направил в гордуму предложение по пересмотру решения о внедрении проездных. Пока ситуация остается неопределенной. Председатель Пермской городской думы Юрий Уткин на последнем совещании по вопросу внедрения электронных проездных отметил, что депутатам гордумы предстоит проанализировать ситуацию и вынести на обсуждение консолидированное решение о том, стоит ли пересматривать решение по лимиту поездок и отодвигать сроки внедрения системы для перевозчиков. Начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов отмечает, что порядка 30% городских автобусов подключились к городской системе. «Остальные ищут повод, чтобы этого не сделать. Хотя видимых препятствий на сегодня нет», — считает он. По словам господина Денисова, в последующем система распространится не только на льготников, но и на платных пассажиров. По его данным, объем рынка пассажироперевозок составляет около 6 млрд руб. в год. «Внедрив электронный билет, мы сможем видеть, что происходит в отрасли, и рассчитывать тариф, апеллируя фактами и конкретными цифрами», — говорит начальник департамента дорог и транспорта. По его мнению, в последующем это поможет сократить затраты из бюджета на субсидирование перевозок. ИРИНА ПЕЛЯВИНА

Кати и плати
© Коммерсантъ в Перми