Артур Парфенчиков: утаивать проблемы мы не собираемся, нарушения закона будем пресекать

Бывший директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков был назначен врио главы Карелии две недели назад. В интервью ТАСС на Российском инвестиционном форуме в Сочи он объяснил, зачем нужно проводить аудит региональной экономики, будет ли он инициировать проверки правоохранительных органов, относительно деятельности некоторых чиновников прежнего правительства региона, как он намерен решать проблему расселения аварийного жилья, насколько жесткие проверки пройдут организаторы летнего детского отдыха и пригласит ли он бывшего мэра Петразаводска Галину Ширшину в Общественный совет. - Артур Олегович, планируете ли вы проводить аудит региональной экономики и как вы будете это делать – с привлечением местных специалистов или привлекать кого-то извне? - Конечно, мне представляется крайне важным определить ключевые проблемные точки республики, ее экономики, социальной сферы. И, конечно, получить экспертные предложения что касается оптимальной стратегии развития региона, роста его экономики. Буквально вчера мы этот вопрос обсуждали с руководством Сбербанка, с Германом Грефом. Есть мысли привлечь к этой работе известную компанию Strategy Partners. Мне кажется, очень важно посмотреть на региональные позиции извне, узнать мнение квалифицированных экспертов. Конечно, этими вопросами будет заниматься и моя команда, которую я планирую сформировать. Это будут новые люди. Ставка будет делаться на местные кадры. Но для разработки стратегических решений, которые определят будущее развитие региона, я все-таки буду привлекать и специалистов извне, с опытом работы в данном направлении. Нам вместе необходимо составить общую картину, оценить нынешнюю ситуацию, определить самые главные точки развития на будущее. - Когда вы планируете провести аудит? - Я думаю, что в ближайшие 3-4 месяца. - Будете ли вы инициировать какие-то дополнительные проверки, в том числе с привлечением правоохранительных органов? - Да, и это абсолютно нормальная ситуация. Я уже сказал членам правительства на первых заседаниях, что в тех ситуациях, где мы будем видеть какие-то проблемы с точки зрения закона, безусловно, мы такие проверки будем инициировать. В этом плане у меня большой опыт работы, я многие процессы понимаю сам, как специалист. Собственно, уже есть ряд моментов, которые, возможно, потребуют инициирования таких проверок. - О каких моментах идет речь? - Это могут быть вопросы, связанные со сдачей жилья, с медициной, и с вопросами распоряжения собственностью. Утаивать проблемы мы не собираемся и будем главными инициаторами реагирования с точки зрения пресечения нарушения закона. - Относится ли к таким вопросам ситуация в Сунском бору, где жители устроили палаточный лагерь, чтобы не позволить разработку карьера на его месте? - Весь вопрос в том, что там-то как раз нарушений закона нет. Изначально, мне кажется, была слабая работа с населением. И где-то, наверное, было не то, что не учтено мнение людей, но и не было попыток договориться. Я считаю, что это и есть главная задача, и в первую очередь бизнеса, который реализует какие-то инвестпроекты. То есть, это задача бизнеса - убеждать людей, предлагать им какие-то преференции для того, чтобы население все-таки пришло к пониманию, что им выгоден тот или иной проект. В случае с Сунским бором этого не произошло, что и стало причиной конфликта. И сейчас есть две стороны, которые требуют защитить их права. Это и население, которое высказало четко свою позицию, и бизнес, который в рамках определенных законом процедур получил права на разработку этого карьера. Я уже дал поручение правительству республики – нужно найти законное юридическое решение, чтобы конфликт прекратился. Я абсолютно уверен, что мы эту ситуацию разрешим, и разрешим так, что учтем и интересы населения, и в то же время постараемся, чтобы компания, бизнесмены понесли минимальные потери. Чтобы подобных ситуаций не возникало в будущем, я дал поручение правительству, чтобы при проработке вот таких лицензий более четко прорабатывалась необходимость выделения участка именно в данном конкретном месте. Мы должны объяснить населению, почему, например, мы предоставляем участок именно в этом бору, почему не нашли участок, который менее экологически значим – какие-нибудь гари, пустоши. - В прошлом году страну потрясла трагедия в Карелии на Сямозере, которую связывают, в том числе, и с недостаточной работой в этом направлении региональных властей. В апреле-мае начинается оценка готовность к лету детских лагерей. Определили ли вы это направление для себя как приоритетное? Проводились ли вами уже какие-то встречи, совещания по поводу подготовки региона к летнему отдыху? - Мы провели очень серьезное совещание с участием правоохранительных и контролирующих органов. Я предложил формат работы, чтобы в начале туристического сезона мы отработали по той схеме, которую пришлось принять после трагедии. Мы должны с такими же очень жесткими требованиями подойти к проверке лагерей в мае месяце. Конечно, мы будем всячески способствовать тому, чтобы у нас туризм развивался, но только при жестком соблюдении закона. Поэтому в мае все организации, которые оказывают услуги в сфере туризма, ждут достаточно серьезные, но корректные проверки на предмет их готовности к сезону. - Расселение ветхого аварийного жилья большая проблема для Карелии. Регионы должны были уже отчитаться о том, как выполняется программа по расселению из ветхого и аварийного жилья. В вашей Республике проблема решилась или нет? - У нас сейчас очень жесткий график. В принципе, у нас есть возможности программу к 1 сентября выполнить. Буквально на прошлой неделе мы провели очень серьезное совещание с представителями федерального центра, определили основные проблемы, встретились с основными застройщиками. Опять-таки, очень жестко высказали наши требования, в том числе и к качеству строительства. Я всех предупредил, что приемка будет очень жесткой и объективной. В том числе, предупредил и своих сотрудников, что мы не должны здесь идти ни на какие послабления в плане качества. Более того, нужно привлекать население в процессе строительства, чтобы те люди, которые получат квартиры, уже на стадии строительства могли высказать свои претензии и их нужно учесть в ходе самого строительства, а не после того, как началась процедура приемки. Мы сейчас получили заверение в том, что получим дополнительно еще более 700 миллионов рублей в ближайшее время на завершение программы. И в целом, еще раз повторюсь, при всей жесткости этого графика, мы намерены к 1 сентября этот вопрос решить. Другой вопрос, что уже сейчас мы понимаем, что нам надо оптимизировать программу в отношении Карелии. Мы сейчас рассматриваем возможность принятия в Карелии дополнение к нашей программе, предусмотрев возможность более активного использования в вопросах расселения аварийного жилья индивидуального деревянного домостроения. Это позволит учесть и наши региональные возможности и исторические традиции Карелии. Мы, кстати, вчера на форуме с представителями бизнеса об этом говорили. Есть взаимный интерес. И, возможно, уже в ближайшее время появится первый пробный проект. Мы хотим предложить людям определенную альтернативу – не только многоэтажные строения, но и возможность переехать в свой отдельный, пусть небольшой, скромный, но индивидуальный дом с участком. И, мне кажется, это очень интересное предложение, есть реальные формы его реализации. Мы договорились, что в ближайшие месяц-два мы постараемся начать этот проект, пока как пробный, ну посмотрим, на 30-40 домов, первый участок подберем. - Будете ли вы инициировать какие-то изменения в федеральное законодательство в связи с включением деревянных домов в программу? - Мы в любом случае этот вопрос в ближайшее время рассмотрим. И даже, если потребуется, то мы выйдем с соответствующими предложениями по корректировке законодательства . По крайней мере, самое важное, что этот вопрос интересен и людям и бизнесу с точки зрения строительства одноэтажного-двухэтажного формата. И есть взаимный интерес. Мне представляется, все это можно реализовать. - И это дешевле? - Безусловно. Это, конечно, дешевле и быстрее. Потому что, на самом деле, дом строится за несколько месяцев «под ключ», и, кстати, с хорошим качеством, это во-первых. А во-вторых, мы должны возвращать людей к земле. Мы 50 лет отучали людей от земли, отрывали их - вспомним шесть дачных соток, 36 квартирных метров и так далее. Это была определенная политика, которая, наверное, в чем-то оказалась успешной. Сейчас нужно возвращаться обратно, нужно людей возвращать на землю. - Вы уже говорили, что пригласите иногородних для того, чтобы помочь с оценкой текущего социально-экономического состояния региона. Скажите, пожалуйста, какие кадровые решения вы планируете предпринять? - Я не люблю резких движений в этом вопросе. Конечно, мы будем команду оптимизировать, усиливать, но будем это делать достаточно эволюционно, постепенно. Конечно, уже есть определенные ключевые должности, на которые мною приглашены, на мой взгляд, более сильные специалисты. Речь идет о ключевых должностях - у меня есть более сильные специалисты как и из Карелии, так и извне, и мы будем уже сейчас решать вопрос этого кадрового усиления. Но, в целом, резких движений в плане кадровой составляющей мы делать не будем, и это будет постепенный процесс. Правительство должно работать стабильно. - Есть ли конфликты или какое-то противостояние со стороны региональной элиты? - Один из главных векторов построения системы управления регионом будет максимальная открытость. Этим мы очень много занимались по месту моей прежней службы, когда решали вопрос открытости Федеральной службы судебных приставов. Мне кажется, мы сделали очень серьезные шаги в этом направлении. Мы сейчас планируем целый ряд мероприятий. Они односхемные. Будь это ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти - прим. ТАСС), или будет региональное правительство, или муниципальные органы управления - шаги, в принципе, и алгоритмы, они примерно похожие. Это внедрение информационных технологий, это развитие системы «активный гражданин», это оптимизация той информации, которая предоставляется на сайте услуг. Мы намерены максимально учитывать общественно-экспертное мнение в принятии решений, поэтому в ближайшее время мы планируем создать соответствующий экспертный совет при правительстве, и при ключевых министерствах, думаю, такие советы появятся. Самые важные решения, отчеты, планы работы мы обязательно будем проводить через эти общественные экспертные советы. Так работают сегодня ФОИВ, так работает Служба судебных приставов, Общественный совет – я привык работать с Общественным советом, – мне кажется, это очень комфортно и очень правильно. Общественный экспертный совет – это своего рода общественный контроль, он не может быть оптимально удобным. Там действительно должны быть люди, представляющие различные политические элиты, в том числе достаточно оппозиционные. Если есть конструктив, если есть нормальные предложения в плане оптимизации развития республики, то неважно, от кого это исходит. В том числе и от оппозиции мы готовы это слышать. Я к чему продолжаю свой разговор и свой рассказ? Есть две позиции, которые влечет за собой повышение открытости власти. Первое – это понижение роли элит, потому что население напрямую получает информацию, напрямую влияет на принятие решения. И роль элиты падает, как некой прослойки, которая берет на себя право говорить от имени населения. Давайте мы будем лучше слушать население. Это население должно стать для нас элитой, а не какие-то группы, которые сами себя называют таковыми. И как только мы этот вопрос реализуем, то население более активно участвует в принятии решений, и оно получает бо́льшую значимость в этом контексте. И руководству легче, когда ты напрямую идешь на контакт с населением. И второе – противодействие коррупции. Есть единственный эффективный формат понижения уровня коррупции – это открытость. Когда любой человек максимально быстро может дойти информационно до правительства, до соответствующих структур, то понятно, что у коррупции становится меньше поле для какой-то реализации, потому что многие вещи абсолютно открыты. И это тоже очень важный фактор. Поэтому, конечно, мы будем разговаривать с авторитетными группами, с оппозиционными группами, будем выстраивать диалог, это совершенно понятно. Но главным нашим приоритетом с точки зрения нашей работы должно стать население, должны стать города. - Бывшего мэра Петрозаводска, представителя партии Яблоко Галину Ширшину, которой был конфликт у предыдущего главы региона, пригласите к себе в команду? - На сегодняшний день я пока лично незнаком, но обозначаю для себя положительные, отрицательные качества каждого человека. Но мы обязательно встретимся, обязательно переговорим. - Как минимум в Общественный совет? - Безусловно. Если соответствующие предложения будут, и понятно, если общественные организации, политические партии предложат любого гражданина, мы не можем отказать. Общественный экспертный совет не может формироваться по принципу удобности для власти. Поэтому, если общество делегирует, может быть, даже мы подумаем о таком формате - например, она может стать председателем этого Общественного экспертного совета. Почему нет? Но, опять же, это буду решать не я, а будут решать уже избранные или предложенные и сформированные экспертные советы. Если они выберут председателем бывшего мэра, значит, бывший мэр будет председателем Общественного экспертного совета, и мы должны будем с этим согласиться, и должны будем работать именно с этим советом, именно с этим председателем. Это очень важно. Поэтому я абсолютно здесь не ставлю никаких препятствий. Дальше мы готовы рассматривать кандидатуру любого политика, любого специалиста с точки зрения усиления команды правительства. Если этот человек технократичный, если он готов работать конструктивно, и если у него есть к этому способности, то почему нет?

Артур Парфенчиков: утаивать проблемы мы не собираемся, нарушения закона будем пресекать
© ТАСС