Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Со своим пухом. Новосибирские аграрии хотят отправлять продукцию за рубеж

Местный рынок давно уже стал тесен для аграриев. К тому же сбыт продукции за рубеж – это возможность заработать валюту. Но те, кто делает первые шаги, говорят о трудностях.

Со своим пухом. Новосибирские аграрии хотят отправлять продукцию за рубеж
Фото: АиФ-НовосибирскАиФ-Новосибирск

Как продвинуть?

Видео дня

«Рынок Юго-Восточной Азии огромен, но внедриться в него сложно, – признаётся Александр КВАШНИН, руководитель департамента агрохолдинга «Сибирский премьер». – Мы продаём колбасу и мясную продукцию птицы в Казахстан, Вьетнам, Монголию, КНР. Но чтобы заключить договоры, пришлось участвовать в многочисленных выставках в Пекине, Ханое, а это дорогое удовольствие. Считаю, чтобы успешно продвигать сибирскую продукцию, нужно создавать в КНР совместные торговые дома, как это было в Германии».

Есть в регионе фирма, которая занимается переработкой утиного и гусиного пуха. Покупают сырьё в Купинском, Баганском, Здвинском, Доволенском районах НСО, где много озёр. «В прошлом году поставили 400 тонн пуха экстра-класса в Германию, Венгрию, Польшу, Японию, – рассказал Александр АВИК, директор ООО «Сибирский пух». – Спрос растёт. Главное пожелание – чтобы держал нас в курсе всех нововведений по санитарным требованиям. Пусть будет эта информация на их сайте, чтобы мы не искали».

Сегодня из НСО экспортируют в Китай, Монголию, Азербайджан и страны Таможенного союза также зерно, мясо птицы, мёд, мороженое, гаммарус – корм для рыб, молочную продукцию. Поставки растут: в 2014 году экспорт был 1821 тонна, в 2015 – 2571 тонна, в 2016 – 8000 тонн. Но хотелось бы больше.

Между тем с 1 апреля 2017 года продавать за рубеж свою продукцию смогут только те компании, которые вошли в реестр российских экспортёров. Сделать это не так просто.

«Утверждён паспорт «Экспорта продукции», – говорит , руководитель управления Россельхознадзора по НСО. – В мировой практике предварительно проводят аудит официальной системы надзора страны, из которой планируется поставлять продукты. Это не только данные мониторинга эпизоотии, но и инспекции. На птицефабриках зарубежные представители смотрят, насколько надёжна биологическая защита, какая обстановка в регионе по птичьему гриппу, африканской чуме и т. д. Во время таких визитов нередко выявляется, что российские специалисты не знают требований стран-импортёров».

Спрос на лён и чечевицу

Сегодня уже более полусотни местных предприятий получили сертификат, вошли в реестр экспортёров и могут вывозить свою продукцию, но делают это пока лишь 50%. Основной сдерживающий фактор – удалённость. «Затраты на доставку каждой тонны пшеницы – 30–40% от цены. Это делает наш товар неконкурентоспособным», – говорит Александр ТЕПЛЯКОВ, председатель правления ассоциации «Новосибирские элеваторы».

Как оказалось, рынки других стран ждут не пшеницу. Председатель рассказал, что в КНР успешно поставляли рапс, алтайский лён (последний, к сожалению, в НСО не выращивают). В Монголии, Армении, Афганистане ждут сою, чечевицу. «Цена за 1 тонну чечевицы – 40–60 тыс. руб., – подчеркнул Тепляков, – то есть выгодно даже при низкой урожайности. Чтобы аграриям получать больший доход, нужно вводить в севооборот новые культуры, в том числе и гречиху, и ячмень».

Но фермеры опасаются переходить на новые культуры. Нет ведь гарантий, что всё, что вырастили, будет принято, высушено, а главное – продано.

«Считаю, что нужно создавать экспортные сельхозкооперативы, – продолжает Тепляков, – которым обязательно оказывать господдержку. Сегодня многим предприятиям нужна техническая реорганизация, переоснащение их лабораторий новыми приборами».

Соберём предложения

, губернатор НСО:

– Точкой роста экономики региона может и должен стать АПК. ставит перед аграриями задачу: обеспечить продбезопасность страны, увеличить экспорт. А для этого необходимо поднять урожайность. Мы над этим работаем. На экспорт нужно отправлять не только сырьё, но и продукты переработки, цена которых гораздо выше. Мы соберём предложения от фирм, которые уже продают свою продукцию за рубеж. Планируем создать бренд НСО, под которым местные предприятия будут выезжать на выставки в страны Юго-Восточной Азии.