Ещё

Потребители возвращаются к покупкам 

Потребители возвращаются к покупкам
Фото: Коммерсант
и меньше ищут дешевые товары
GfK зафиксировала снижение в прошлом году доли тех, кто принимает решение о покупке, ориентируясь в первую очередь на цену, и ищет самые дешевые товары. Это свидетельствует о возврате потребителей к докризисным привычкам, но ритейлеры начали замечать улучшение только в начале этого года.
Россияне начинают возвращаться к спонтанно-рациональному типу покупки, утверждается в обнародованном вчера исследовании GfK «Российский потребитель 2017: время надежд». В компании подсчитали, что в 2016 году на 2 процентных пункта (п. п.), до 48%, снизилась доля тех, для кого цена является главной при выборе товара. На 4 п. п., до 50%, сократилась доля покупателей, посещающих несколько магазинов в поисках более дешевого предложения, при этом на 3 п. п., до 31%, выросла доля потребителей, для которых атмосфера магазина важнее системы скидок. Всего на 2 п. п., до 22%, увеличилась доля россиян, которые покупают продукты, только появившиеся на рынке. Больше потребителей стало готово платить за качество: доля тех, кто согласен, что биопродукты должны стоить дороже, выросла на 5 п. п., до 26%.
"Есть небольшие подвижки, свидетельствующие о возврате к докризисным привычкам, что может позитивно сказаться на результатах потребительского сектора в 2017 году", — поясняют в GfK. При этом в компании подчеркивают: в 2016 году значительных изменений в потребительском поведении россиян не произошло, привычка экономить прочно укоренилась. Например, потребление продуктов в прошлом году сократилось на 1,7% в натуральном выражении, покупки бытовой химии снизились на 1%.
Покупатели оставались очень чувствительными к ценам и ориентировались на промоакции на фоне дефицита доходов: динамика реальных располагаемых доходов домохозяйств оставалась отрицательной, в результате чего темпы роста продаж продовольственных товаров остались практически без изменений, соглашается представитель «Ленты» . По ее словам, эта тенденция была особенно заметна во второй половине 2016 года. Другой крупный ритейлер сообщил, что также не фиксирует какого-либо перелома в поведении потребителей и отказа от товаров первой цены (то есть самых дешевых в своей категории). «Весь прошлый год тренд на рынке был негативный, и предпосылок для изменения ситуации пока нет», — говорит собеседник «Ъ». При этом, отмечает представитель , сам факт скидки для покупателей постепенно девальвируется. Для потребителя важна финальная цена, а не процент указанной скидки, поясняет он. В ситуации, когда у конкурирующих ритейлеров цены на сопоставимые продукты практически идентичные, атмосфера и впечатления от покупки могут становиться одними из ключевых причин выбора магазина. «С этим связан и запуск новых программ лояльности, игровых и настроенческих промо и т. д.», — говорит господин Пантелеев. В этом году в «Перекрестке» уже наблюдают некоторые признаки улучшения потребительских настроений, рассказывает директор по маркетингу сети . «Это подтверждается ростом среднего числа покупок, трафика и среднего чека», — отмечает он. Но, несмотря на это, ритейлер пока не готов однозначно говорить о переломе тренда.
В целом текущее положение дел россияне воспринимают как «новую норму», резюмируют аналитики GfK. В компании ожидают, что в этом году продолжится падение реальных доходов населения — на 3,6%. В 2016 году оно составило 5,1% по сравнению с 2015 годом и 13,5% — по сравнению с докризисным 2013 годом.
Ранее «Ъ» сообщал, что в четвертом квартале прошлого года индекс потребительского доверия Nielsen вновь вернулся к минимальному за 12 лет наблюдений уровню — 63 пункта. Аналогичный показатель компания фиксировала в первом квартале 2016 года, во втором и третьем кварталах индекс немного увеличился — до 66 и 67 пунктов соответственно. Впрочем, более оптимистичен в своих оценках: его индекс потребительской уверенности рос весь прошлый год и за последние три месяца прошлого года поднялся еще на 1 п. п., до минус 18%.
Видео дня. В Москве вернулись к работе 90% предприятий
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео