«Формат взаимоотношений регионов и центра нуждается в реформировании»

Экспертное сообщество Башкирии позитивно расценивает итоги Российского инвестиционного форума «Сочи-2017» для республики. Орошенные ИА REGNUM эксперты отмечают важность достигнутых соглашений муниципалитетами республики и крупными промышленными предприятиями по реализации перспективных инвестиционных проектов, а также компромиссность решений, которые должны стимулировать регионы-доноры. Как ранее сообщало ИА REGNUM, основная тема форума — «Инвестиции в регионы России: приоритеты региональной политики». 28 февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что 20 млрд рублей будет направлено правительством РФ в этом году на гранты регионам. «Мы продолжим поощрять тех, кто добивается наилучших результатов», — пообещал он. Для получения гранта регион должен выполнять целевые показатели развития территорий. «Они касаются увеличения доходов, роста инвестиций в основной капитал и количества рабочих мест», — пояснил Медведев. Премьер сообщил также, что с 2018 года у регионов появляется возможность оставлять в местных бюджетах часть прироста налога на прибыль. Напомним, с 2017 года у регионов забрали 1% налога на прибыль, и теперь налог на прибыль распределяется по-новому: в федеральный бюджет идет 3%, а в региональный — 17%. Регионы-доноры, теряющие значительную часть своих доходов, возмутились данным решением, но сразу же получили окрик из Москвы. Читайте также: Минниханов: «Мы на месте лучше знаем, кому сколько льгот дать»А также: Время «парада суверенитетов» прошло?Между тем правительство России пообещало, что новые решения будут стимулировать регионы-доноры, в частности, пересмотрен уровень софинансирования мероприятий госпрограмм в сторону увеличения доли поступлений из федерального бюджета до 70%, а также увеличена сумма грантов для поддержки активных регионов. Об этом заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак. Участники панельной сессии сочинского форума, в частности, вели дискуссию о том, как в современных условиях выстроить отношения между федеральным и региональными бюджетами с целью повышения качества бюджетного процесса, учитывая особенности развития территорий. «В условиях сверхцентрализации ресурсов элиты спорят о модели развития регионов, — отметил политолог Дмитрий Михайличенко. — Спор идет между стимулирующей и выравнивающей моделью регионального развития. Понятно, что против выравнивающей модели выступают сильные регионы-доноры, а для стимулирующей у федерального центра не хватает ресурсов». По мнению политолога, в этом контексте члены правительства страны и другие эксперты (такие, например, как Алексей Кудрин) спорят о необходимости развития или сокращения стимулирующих механизмов для субъектов федерации. «Стимулирующие гранты для сильных регионов — это, на мой взгляд, компромиссное решение за «отобранный» центром 1% налога на прибыль в пользу отстающих субъектов федерации, — считает собеседник агентства. — В любом случае, на мой взгляд, очевидно, что нынешний формат взаимоотношений регионов и федерального центра, мягко говоря, несовершенен и нуждается в реформировании». По словам эксперта, из-за остроты проблемы привлечения инвестиций в регионы России, такие площадки, как сочинский форум, крайне важны для развития региональных инвестиционных проектов, а итоги инвестфорума для Башкирии можно оценивать как неплохие. «Прежде всего, необходимо отметить соглашения между муниципалитетами республики и крупными промышленными предприятиями по реализации перспективных инвестиционных проектов на сумму в 80 млрд рублей, причем речь идет об инвестициях в основной капитал, — подчеркнул Михайличенко. — Также следует отметить концессионное соглашение о строительстве первого в регионе участка платной дороги». С помощью подписанных соглашений правительство республики надеется решить часть инфраструктурных вопросов. Так, например, речь идет о завершении строительства тоннеля, строительстве моста через р. Уфа и выхода на М-5 со стороны Зауфимья. Помимо этого, правительство республики подписало ряд соглашений, направленных на развитие сектора банковских услуг. Политолог Дмитрий Казанцев перечисляет успехи республики: «К началу 2017 года по объему валового регионального продукта республика занимает 9 место среди субъектов России, вводу в действие жилья — 5 место, объему экспорта продукции — 6 место, сельскому хозяйству, обороту розничной торговли и объему промышленного производства — 7 место, объему инвестиций в основной капитал и строительство — 12 место». Помимо выполнения федеральной экономической повестки эксперт выделяет и ряд заключенных договоров между республиканским правительством и крупными российскими компаниями. «Меморандум о сотрудничестве Правительства Башкирии с ПАО «Сбербанк России», протокол о взаимодействии с ООО «Башкирская концессионная компания» (входит в Группу ВТБ) и договоренность об открытии межрегионального оптово-распределительного центра компании «МЕТРО Кэш энд Кэрри» — все это свидетельствует о потенциале развития республики», — заключил Казанцев. Как сообщили ИА REGNUM в экспертном сообществе LogoMarkt, с 2013 года доля налога на прибыль организаций в доходах республиканского бюджета колеблется в пределах 25%, сумма собираемого налога имеет устойчивую тенденцию к росту и увеличилась с 31 млрд 854,2 млн рублей (2013 год) до 39 млрд 475,5 млн рублей (2016 год). В консолидированном бюджете Башкирии за 2013 налог на прибыль организаций составил 25,2% (31 млрд 854,2 млн руб), в бюджете за 2014 год — 24,7% (32 млрд 870,5 млн рублей), рост на 1 млрд 016,3 млн рублей, или на 3,2%. В 2015 году налог на прибыль организаций составил в доходах бюджета 25,1% (36 185,1 млн рублей), поступления налога на прибыль организаций увеличились на 3 млрд 314,5 млн рублей, или на 10,1%. Рост продолжился и в 2016 году, доля налога на прибыль организаций составила 24,6% (39 млрд 475,5 млн рублей), по сравнению с 2015 годом поступления по этому налогу выросли на 3 млрд 290,5 млн рублей, или на 9,1%. Однако в предшествующие годы темпы изменения поступлений налога на прибыль были неравномерны. «В 2011 году налог на прибыль организаций показал значительное увеличение (на 24,5%) поступлений этого налога в региональный бюджет, а в 2013 году снижение налога на прибыль составило 1,4%, — отметили в экспертном сообществе. — С определенной долей уверенности можно говорить и о сокращении доли налога на прибыль в структуре республиканского бюджета. Так, удельный вес этого налога в общей сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Башкирии составлял 38,3% в 2009 году, 34,5% в 2010 году и 38% в 2011 году».