Войти в почту

«Проблемы не решены, но рынок сократился» — жалоб на МФО станет меньше?

По итогам 2016 года можно говорить о том, что основной рост числа жалоб граждан на деятельность микрофинансовых организаций (МФО) пришелся на 2014−2015 годы. В дальнейшем, скорее всего, число обращений будет падать, однако связано будет это не столько со стабилизацией экономической ситуации, сколько сокращением самого рынка и числа работающих на нем компаний. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 6 марта заявил председатель совета директоров площадки взаимного кредитования «Город Денег» Юлиан Лазовский. «Количество жалоб в ближайшее время, скорее всего, снизится, но не в силу исчезновения проблем на рынке микрофинансирования, а в связи с сокращением самого рынка и количества работающих на нем компаний», — заявил Лазовский. По его словам, меры, введенные государством в отношении МФО — принятие закона о коллекторах, ограничение предельной стоимости кредита и введение нормативов резервирования по займам, резко охладили рынок. «По данным самого мегарегулятора, в III квартале 2016 года уже было зафиксировано рекордное сокращение числа участников рынка с конца 2014 года. Так, количество МФО снизилось на 10,9% относительно II квартала 2016 года до 3173, и на 14% относительно конца 2015 года», — пояснил эксперт. «Не секрет также, что сегодня владельцы нескольких федеральных МФО активно ищут покупателей на свои активы», — добавил он. В то же время говоря о рынке микрофинансовых организаций, следует иметь в виду ту особенность, что каждый третий клиент МФО имеет просроченную задолженность, указал Лазовский. «Клиенты высокого качества обслуживаются в банках и платят по графику, и не имеют причин жаловаться, поскольку их никто не беспокоит. А сегодняшняя атмосфера в СМИ вокруг МФО провоцирует, скорее, не платить в срок, а жаловаться», — отметил эксперт. По данным Роспотребнадзора, основной рост числа обращений по вопросам защиты прав потребителей в финансовой сфере пришелся на 2014−2015 годы — за эти два года их число составило 57 тыс. При этом, по данным ведомства, рост числа обращений связан в первую очередь с жалобами на деятельность микрофинансовых организаций, а также появлением проблемы валютных заемщиков и рядом других причин. В 2016 году общее число жалоб по защите прав потребителей, однако, снизилось до 17,7 тыс. обращений, что, по мнению Роспотребнадзора, связано со стабилизацией экономической ситуации в России.