«Местная еда» — как построить целую экосистему проектов на еде

Поговорили с руководителем проекта «Местная еда» Анастасией Колесниковой. Что это такое: «Местная еда» — проект, посвящённый гастрономии и всем, что с ней связано. Чем занимается: «Местная еда» организовывает фестивали еды, коворкинг для небольших производителей продуктов, инкубаторы для начинающих предпринимателей в сфере гастрономии и другие проекты. Мы узнали у основателя и руководителя проекта Анастасией Колесниковой как начиналась «Местная еда», о важности денег, ящиках еды по подписке и будущем гастрономии. Привет. Расскажите немного о себе. Чем занимались до «Местной еды» и почему решили работать в этом направлении? Как и многие, я приехала в Москву учиться в 18 лет. Закончила МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения). Но уже на 3 курсе поняла, что логистика не мое, и стала искать новые занятия, которые были бы мне ближе. Так я пришла в PR, работала в фэшн-индустрии, в 2008 году вместе с другом открыли небольшой магазин с молодежной одеждой, мини-кафе и галерей. Мы ничего не знали про бизнес и закрылись через полтора года. Я подумала, что в городе много людей с интересными идеями, но риски такие большие, что часто мы не решаемся открыть собственный бизнес. И было бы здорово, если появилась тестовая площадка для бизнес-идей. В 2012 году я запустила «Местную еду» как тестовую площадку для предпринимателей, которые занимаются гастрономией. Вы говорите, что «Местная еда» — некоммерческий проект. Получается, что деньги для вас не главное? Почти все наши проекты себя окупают, помогают команде чувствовать себя увлеченными. Но я точно знаю, что прибыль от бизнеса состоит из 2 составляющих: денежная прибыль и удовольствие от жизни и реализации себя. Это можно представить в виде диаграммы: чем вы счастливее, тем меньше денег надо. Для «Местной еды» важнее, делает ли она жизнь людей лучше, полезны ли мы им. Сколько денег зарабатываете? Какие направления самые прибыльные? Оборот «Местной еды» в год — около 15 млн рублей. «Местная еда» — это экосистема, которая развивает все свои проекты и развивает индустрию. Какие-то проекты дают сильный PR (например, POP UP Местной еды и Фуд-инкубатор), какие-то приносят деньги (например, Маркет «Местной еды», Школа, консалтинг). Но все меняется каждый день. Наша задача — делать все проекты самоокупаемыми, полезными, а значит прибыльными. У вас есть интересный формат с коробочками с едой (фуд-боксами). Расскажите подробнее, что туда кладёте, по какому принципу отбираете продукты? Ящик придумывался, чтобы дать возможность небольшим производствам найти клиента, показать свой продукт. Поэтому в ящике изначально были крафтовые продукты от небольших производителей. Мы ищем продукты по всей стране, смотрим презентации, проводим дегустации, проверяем на соответствие санитарным требованиям. Продукты в каждом ящике меняются в зависимости от тематики. Мы работаем с местными производителями, которые продают сыр, сладости, хлеб, молоко, мёд, чай, пасту, ягоды. С полным списком можно познакомиться здесь. Ящик работает по принципу предзаказа, работает формат подписки на месячный ящик. Подписка стоит 2 600 рублей в месяц. Всё собирается в нашем цехе, куда доставляются продукты от поставщиков. Так мы создаем продукт и контролируем качество. Каждый месяц — новый ящик. Никто, кроме нас, не знает его состав заранее. При желании можно выбрать ящик из наборов на сайте. Ящик «Местной еды» работает в 2 форматах: корпоративные заказы и частные ежемесячные заказы, что-то вроде подписки. В нашей базе сейчас около 300 подписчиков, в год по всем направлениям продается около 2 тысяч ящиков. Идеи для новых ящиков придумываем командой на планёрках и мозговых штурмах. Составляем план продвижения на год, смотрим на важные события, оцениваем опросы покупателей, не забываем про задачи по продвижению, продажам и развитию. Например, в прошлом и этом году наша задача – продвижение региональных продуктов. Мы сделали сами «татарский» ящик, в этом году будем делать региональные. Если я правильно понимаю, вы поддерживаете проекты со здоровой пищей. Как относитесь к фастфуду и вредной еде? Вредная еда и фастфуд — разные вещи. Вредную еду я не поддерживаю, но покажите мне того, кто заявляет, что делает вредную еду, а теперь покажите того, кто вообще не любит вредную еду. Любите ли вы хлеб? Так вот он не такой уж и полезный, а капкейки, которые спасают нас от депрессии, так это вообще дорога в ад. Ещё одно направление вашей работы — фестивали (маркеты) еды. Как отбираете участников? Какие требования? Что думаете о будущем такого формата? В начале года мы вывешиваем расписание маркетов. Чтобы стать участником надо оформить заявку, достаточно большую и полную. Мы смотрим заявки, оцениваем, насколько продукт соответствует формату уличной еды, и будет интересен гостям. Обязательно смотрим на фото продукта. После этого отбираем потенциальных участников и приглашаем их на дегустацию. А уже после оформляем окончательный список. Самое главное: крутой продукт, адекватная цена и нормальный создатель. В будущем будет больше маленьких маркетов — большие фестивали есть уже почти во всех крупных городах. Еда — это понятный объединяющий людей язык. Уверена, что этой темой займутся городские власти, а не только энтузиасты. Поговорим про коворкинг. Расскажите, что это такое. Что нужно, чтобы стать резидентом? Коворкинг — это реальный цех на 50 квадратных метров на Балтийской улице. Это пространство для предпринимателей, которые занимаются гастрономией. Он удобен поставщикам продуктов, находится недалеко от метро. Если вам надо где-то готовить, то можете арендовать кухню-цех от одной шестичасовой смены до нескольких дней в месяц. Наш санитарный врач проверяет, возможно ли готовить то, что вы хотите. Например, шоколад у нас тяжело делать, для него температура нужна определенная. А также врач проверяет все документы и объясняет правила работы. И ещё один интересный формат — инкубатор для начинающих предпринимателей. Это что такое? Очень много предпринимателей в сфере производства продуктов ищут инвестиции, но качественных проектов мало. Поэтому мы проводим несколько сессий в год, во время которых организуем образовательные курсы, чтобы люди научились заполнять финансовые модели, бюджет инвестиций, маркетинговый план. Это и есть фуд-инкубатор. В первую сессию было 162 заявки, из них 32 проекта оформили все документы, а 13 дошли до дегустации. В первую сессию мы не нашли проект для инвестиций, в этой сессии ребята хотят делать места с небольшим количеством посадочных мест, чтобы реализовать свою идею. А инвесторы мыслят перспективами и заработками с инвестиций и им интересен масштаб. Какие проекты, связанные с едой, планируете в будущем? Мы планируем открыть свой отдел исследований для разработки интересных и рабочих концепций в гастрономии, открыть стационарный рынок «Местной еды», больше работать с технологиями и выходить на международный рынок. «Местная еда» — это не только бизнес, но и философия «Местная еда» не только зарабатывает деньги, но и помогает начинающим предпринимателям — проводит курсы для начинающих, организует коворкинг для производителей еды. Один из самых интересных проектов — это коробочки с едой по подписной модели, куда попадают продукты от небольших производителей со всей страны. Что за «Моё дело» такое? В рубрике «Мое дело» может разместиться любой предприниматель, основатель сервиса/приложения, производитель гаджетов и аксессуаров. Как попасть в рубрику «Мое дело»: напишите коротко, но ёмко про ваш проект на адрес sa@iphones.ru с пометкой «Мое дело» в теме письма. Всё обсудим.

«Местная еда» — как построить целую экосистему проектов на еде
© iPhones.ru