«Опора России» предлагает уравнять комиссии платежных систем по разным группам товаров

Ассоциация «Опора России» предложила законодательно уравнять interchange-комиссии, устанавливаемые международными платежными системами Visa и Mastercard, для различных групп товаров, сообщили RNS в организации. Такие предложения подготовлены для включения в доклад о состоянии конкуренции в РФ. «Международные платежные системы создают дискриминационные условия для компаний, занятых в непродовольственном секторе, ставя их в неравное положение по сравнению с предприятиями быстрого питания, компаниями, осуществляющими продажу продовольственных товаров и прочими компаниями, для которых ставка interchange установлена на более низком уровне», — говорится в документе. В качестве примера ассоциация приводит различие в ставках interchange-комиссий для разных видов бизнеса. Например, при оплате дебетовой картой с чипом Masterсard продовольственных товаров межбанковская комиссия составляет 1,3%, при оплате бензина — 1,2%, при оплате услуг турагентства — 1%, а при заказе еды в предприятии быстрого питания — 0,5%. Самые высокие тарифы установлены для ритейлеров, реализующих непродовольственные товары. Например, при оплате одежды, бытовой техники или электроники межбанковская комиссия составляет 1,6%, отмечается в документе. «Налицо ситуация, в которой платежная система создает торговым предприятиям разные условия для доступа на товарный рынок услуг эквайринга при обслуживании безналичных расчетов между торговыми предприятиями и держателями банковских карт. Разные условия создаются фактически по отраслевому признаку, когда за транзакцию при покупке одной категории товаров устанавливается в разы большая межбанковская комиссия, нежели за покупку другой категории товаров», — подчеркивают эксперты «Опоры России». По их мнению, высокие ставки межбанковской комиссии создают неравные условия конкуренции и для банков. Кредитные организации, имеющие высокую степень эмиссии, могут предлагать стоимость эквайринга ниже межбанковской комиссии, потому что эквайринг собственной карты обходится банку в фиксированную небольшую стоимость: «В результате подобной ситуации доступ небольших банков с инновационными продуктами на рынок оказывается закрыт, что приводит к невозможности цивилизованного развития рынка банковских услуг». «Для устранения сложившейся проблемы необходимо законодательное регулирование ставок межбанковской комиссии на одинаковом уровне, вне зависимости от товарной категории», — сообщили в «Опоре». Ранее [в интервью RNS](https://rns.online/interviews/Zampred-TSB-o-perevode-sotsialnih-viplat-na-kartu-Mir--2017-03-01/) заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова сказала, что регулятор обсудит с международными платежными системами Visa и Mastercard снижение interchange-комиссии для банков, предоставляющих услуги по эквайрингу. «Действительно, на площадке Минпромторга была создана рабочая группа, в которой мы участвуем. Все понимают, что простым росчерком пера этот вопрос не решается. Отраслевая ассоциация при Минпромторге считает, что существуют группы товаров, по которым комиссия за эквайринг, с их точки зрения, является достаточно высокой, поэтому в этом виде торговли безналичные расчеты не превалируют. Мы посмотрим, какие тарифы установлены по этим группам товаров, и обсудим с платежными системами, есть ли возможность их снизить в части interchange», — сказала Скоробогатова. В Минпромторге подтвердили создание профильной рабочей группы, не уточнив конкретные группы товаров, по которым могут быть снижены interchange-комиссии: «Действительно, Минпромторг работает именно с этим кругом контрагентов по вопросу снижения стоимости обслуживания безналичных платежей в розничной торговле, но без выделения тех или иных групп товаров». В середине января замначальника управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы России Лилия Беляева сообщила, что антимонопольная служба получила жалобу на платежные системы Visa и MasterCard. Инициатором жалобы стала Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) в связи с высокими, по мнению ассоциации, комиссиями для торговых точек за эквайринг. В РАТЭК входит около 60 компаний, включая торговые сети «Эльдорадо», «М.Видео», «Медиа-Маркт-Сатурн», а также такие компании, как Intel, Apple, LG, Samsung, Whirlpool Indesit, «Яндекс», Google и другие.