Муниципальный транспорт столкнулся с судебными исками и блокировкой средств Финансовая ситуация и без того убыточного нижегородского муниципального транспорта усугубилась. Задолженность двух предприятий «Нижегородпассажиравтотранса» (НПАТ) и «Нижегородэлектротранса» перед поставщиками ресурсов и услуг составляет около 115 млн руб. При этом убыток только одного НПАТа за девять месяцев 2016 года превысил 160 млн руб. ФНС арестовала счета предприятия. Через суд взыскать долги с перевозчиков пытается оператор системы оплаты проезда «Ситикард». В администрации считают завышенным тариф на обслуживание системы, который составляет 5% и предлагают пересчитать долги, исходя из комиссии в 2%. В целом чиновники уверены, что на перевозках пассажиров ситуация не скажется. Нижегородский наземный общественный транспорт, несколько лет подряд не выходящий из убытков, столкнулся с очередными финансовыми трудностями. В начале недели стало известно о том, что заблокирован основной счет муниципального предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ), убыток которого по итогам 9 месяцев 2016 года превысил 160 млн руб., затем появилась информация о заморозке всех счетов. Причиной стала невыплата отчислений в Пенсионный фонд России. По данным администрации Нижнего Новгорода, задолженность предприятия составила 58 млн руб. и копилась с 2014 года. На расчетный счет наложены инкассовые требования на 4,5 млн руб. Стороны решают вопрос о реструктуризации выплат по графику, предложенному Федеральной налоговой службой. Временным выходом из ситуации власти называют перечисление бюджетных средств на счет городской администрации в региональном управлении Федерального казначейства, с которого НПАТ сможет оплачивать первоочередные затраты. Затем оператор автоматизированной системы оплаты проезда «Ситикард» подал иски к НПАТ и «Нижегородэлектротрансу» на 44,6 млн руб. Как рассказал «Ъ-Приволжье» директор «Ситикарда» Юрий Рябиков, разбирательство касается долгов муниципальных предприятий за девять месяцев 2016 года. Напомним, к осени транспортники задолжали компании за обслуживание системы 70 млн руб., а Газпромбанк заблокировал счета предприятий из-за неплатежей по комиссии, но ситуацию удалось урегулировать. «У транспортных предприятий появилась возможность оплачивать услуги по заключенным договорам только с октября 2016 года. Сейчас требуется зафиксировать задолженность в суде, а дальше совместно с администрацией Нижнего Новгорода будем решать вопрос с реструктуризацией долга», -- рассказал господин Рябиков. И.о. директора НПАТа Дмитрий Цыганков, комментируя ситуацию, сообщил «Ъ-Приволжье», что в целом недоволен условиями контракта с «Ситикардом» и считает комиссию, которую раньше получала компания за оказание своих услуг и исходя из которой рассчитывалась задолженность, завешенной. Напомним, сначала работы системы тариф «Ситикарда» составлял 7%, в прошлом году он был понижен до 5%. С 2017 года, как рассказал Дмитрий Цыганков, он составляет 2%. «Предприятие было не способно работать по таким тарифам. Еще тогда тариф 7% был непрозрачным. И все должны сказать: мы проявили некомпетентность, тарифы были завышены и необоснованны, тогда просто денег было полно, и никто не считал, сколько перечисляли предприятию. Поэтому можно было и 7%, и 10 % ставить», -- рассуждает Дмитрий Цыганков. По его словам, администрация предложила «Ситикарду» пересчитать накопленные долги из расчета комиссии в 2% вместо 5%, но компания отказалась. С «Нижегородэлектротранса» почти 1 млн руб. долга взыскивает нижегородский водоканал. В феврале компании уже удалось добиться в суде взыскания с перевозчика еще 780 тыс. руб. У НПАТа кроме прочего сформировался долг в 10 млн руб. за поставку топлива. Отметим, что по информации сайта госзакупок, в 2016 году «Нижегородпассажиравтотранс» заключил 12 топливных контрактов на общую сумму около 630 млн руб. с четырьмя компаниями: «Пассажирнефтьсервис-НН», «Нефтьсервис-НН», «Славянский экспресс» и с «Газпром газомоторное топливо» на заправку подвижного состава компримированным природным газом. Как утверждали представители муниципального предприятия, закупки проводились по минимальной цене. Вместе с тем по крупнейшему контракту с «Нефтьсервис-НН» на 193,7 млн руб. в конце декабря подписано дополнительное соглашение, скорректировавшее стоимость закупки с начальных 32 руб. за литр топлива до 36 руб. При этом все договоры заключались по максимальной цене торгов без понижения начальной цены. Как объяснил Дмитрий Цыганков, необходимость допсоглашения была продиктована отказом компании на следующий же день после подписания договора заправлять автобусы НПАТ по оговоренной стоимости. Тем не менее в администрации заявляют, что финансовая ситуация транспортных предприятий не отразится на перевозке пассажиров. Пока НПАТ выразил готовность оплачивать отчисления 2017 года. «Мы начнем платить “пенсионку” с апреля. Сумма текущих долгов комфортна, а сумма пенсионных выплат будет реструктурирована», -- говорит Дмитрий Цыганков. Он заявил, что необходимо «организовать первоочередную работу НПАТ», поэтому средства в первую очередь тратятся на закупку топлива, запчастей и выплату зарплаты сотрудникам, перед которыми у предприятия на сегодня долгов нет: «Второй этап – это выплата НДФЛ, НДС, транспортного налога. Пенсионные выплаты остались тем налогом, который мы не смогли заплатить». Председатель комиссии по транспорту городской думы Алекей Гойхман считает, что транспортные предприятия не могут сегодня погашать долги прошлых лет, а текущие выплаты – «большой подвиг» при действующем тарифе за проезд в 20 руб. «Все, что происходит с Пенсионным фондом и ”Ситикардом” – это рабочие процессы. С долгами, которые остались от прошлого руководства, нужно заканчивать. Но при данном тарифе такой возможности у муниципальных предприятий нет, и сами они такие долги не покроют», -- полагает господин Гойхман. Роман Рыскаль

Сведение счетов
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде