Войти в почту

Новый законопроект может увеличить цену ОСАГО на 25%

Новация в сфере ОСАГО - приоритет ремонта перед денежным возмещением - активно обсуждается законодателями и страховым сообществом. Находящийся сейчас в Госдуме законопроект предполагает переход на выплату без учета износа деталей. Его принятию в нынешнем виде активно противостоят страховщики, заявляющие о возможности нового кризиса в сфере ОСАГО. Дело в том, что закон может переложить разницу в цене между новыми и старыми деталями, которая достигает 25-38 процентов, на плечи страховых компаний. Для компенсации потребуется увеличить действующие тарифы как минимум на 25%. Пока ситуация не прояснилась, Конституционный суд принял решение, разрешившее пострадавшим в ДТП при нехватке страховой выплаты на устранение последствий аварии требовать компенсацию с виновника происшествия через суд. "Оспоренные нормы не противоречат Конституции с учетом данного толкования", - говорится в материалах суда. Жалобу в КС подали четверо автовладельцев, которые оспаривали нормы ГК РФ. После ДТП они получили от страховых компаний выплаты на ремонт машин с учетом износа деталей и безуспешно пытались через суд получить с виновников аварий разницу между ущербом, рассчитанным с учетом старых и новых деталей. НОВОЕ ВСЕГДА ДОРОЖЕ В настоящее время расчет денежной выплаты производится с учетом единых методик, утвержденных Российским Союзом Автостраховщиков (РСА), которые учитывает износ деталей. Этот износ заложен и в тарифы ОСАГО. "Как правило, на станциях технического обслуживания клиенту может быть предложено поставить или новую деталь, или б/у. Запасная часть с разобранного автомобиля дешевле в два раза. Она не новая, но качественная - это обязательное условие. Сейчас у автомобилиста есть выбор: или доплатить и заменить старую деталь на новую, или поставить деталь, бывшую в употреблении, и не доплачивать за износ", - пояснили в РСА. В настоящее время в разных случаях за износ автовладельцу приходится доплачивать от 25 до 38%, отметили в РСА. Логически все верно, ведь автомобиль, если он не новый, в момент ДТП все же был подвержен износу. "Однако вопрос небесспорный - применение износа при расчете сумы страхового возмещения априори лишает потерпевшего возможности обеспечить восстановительный ремонт за счет страховщика, за исключением случая использования б/у деталей, что не всегда допустимо по техническим нормативам", - рассуждает партнер "Первой Юридической Сети" Павел Курлат. В свою очередь, руководитель Дирекции развития страхования СК "МАКС" Сергей Печников напомнил, что в рамках действующего законодательства выплата без учета износа в ОСАГО может быть расценена контролирующим органом как противозаконная. ТАРИФ СТАНЕТ НЕВЫГОДНЫМ Данную законодательную коллизию призван разрешить обсуждаемый сейчас в Госдуме законопроект о приоритете натурального возмещения (ремонта) по ОСАГО перед денежной выплатой. Накануне комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении уточненную редакцию законопроекта. На заседание Думы документ планируется вынести 15 марта. Закон в случае его принятия вступит в силу через 30 дней после опубликования и будет действовать лишь в отношении новых договоров ОСАГО. Задним числом выплаты не будут заменять ремонтом даже в рискованных для страховщиков регионах. "Чтобы все регионы были равны", - уточнил глава комитета Анатолий Аксаков. Как пояснили в РСА, одним из ключевых моментов реформы ОСАГО, устанавливающей приоритет натурального возмещения на всей территории РФ, является то, что при восстановительном ремонте износ деталей учитываться не будет. Это делает ее более выгодной для автомобилиста. Однако страховщики настаивают, что принятие документа в его нынешней редакции существенно увеличит их расходы. "Если при переходе на натуральное возмещение страховщиков обяжут осуществлять возмещение без учета износа, а тарифы пересмотреть не разрешат, это приведет к дополнительным убыткам для страховщиков. Разговоры о том, что якобы рост можно будет скомпенсировать снижением судебных издержек, к сожалению, не подтверждаются расчетами. Выплата без учета износа потребует увеличения тарифов как минимум на 25%", - считает Печников. СТРАШНОЕ СЛОВО "КРИЗИС" Причиной появления данного законопроекта эксперты называют усиление активности страховых мошенников, которые причиняют страховщикам колоссальные убытки. В автостраховании мошеннические технологии также применяются, поэтому выплаты в натуральной форме (а не деньгами) призваны ограничить деятельность мошенников. Добропорядочному гражданину важно в первую очередь привести свое имущество в то состояние, которое было до страхового случая, в то время как мошенникам - важно получить деньги, добавил Печников из МАКС. Согласно законопроекту, получить возмещение деньгами можно будет лишь в случае полного уничтожения автомобиля или если стоимость его ремонта превышает предельную страховую выплату - 400 тысяч рублей, а также в случае смерти потерпевшего, либо причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Денежное возмещение будут также вправе получить инвалиды первой и второй группы. Вносится ряд новаций и в части ремонта, в частности, прописываются его минимальные гарантийные сроки и требования к СТО. Первоначально это было разумным компромиссом против потерь по судебным искам, рассуждает директор дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Виталий Княгиничев. "Но дальнейшие идеи вроде ремонта гарантийных ТС только у дилера, использования только новых запчастей, срок ремонта в 30 дней в комбинации со штрафом 0,5% за каждый день просрочки могут значительно увеличить расходы страховщиков", - считает он. По мнению эксперта, принятие таких поправок может обернуться новой кризисной ситуацией в сфере ОСАГО. Если натуральная форма возмещения будет введена лишь в отдельных регионах, это никак не сократит судебные издержки. "Согласно установленному порядку, судиться водитель может по месту проживания или временной регистрации. Предположим, человек из проблемного региона, где действует «натуральная» форма возмещения, уедет в благополучный, зарегистрируется там сроком на 1 день, - и может начинать судиться за деньги страховщиков. Таким образом, мы получаем и дорогое натуральное возмещение, и суды, и судебные издержки, и пени, и штрафы одновременно", - сказал он. ДЕНЬГИ НИКУДА НЕ ДЕНУТСЯ Вместе с тем, многие эксперты считают, что в новых поправках в закон об ОСАГО есть смысл. Так, Курлат из "Первой юридической сети" полагает, что с точки зрения формальной логики и экономики ОСАГО в части возмещения имущественного вреда страховщикам должно быть интереснее обеспечение натурального возмещения ущерба через ремонт на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Это позволяет достичь главной цели ОСАГО - восстановления имущества до того состояния, в котором оно находилось в момент ДТП, добавил он. В принципе, для добросовестного потерпевшего должна быть интересной эта же цель, рассуждает эксперт. Однако полное замещение денежного возмещения натуральным с учетом наших реалий в текущий момент невозможно, считает он. По мнению зампред Банка России Владимира Чистюхина, оценка реализации проекта по "натуральному" возмещению в ОСАГО может занять минимум год с момента вступления в силу закона. За этот период важно понять, каким образом страховые компании реализуют свое право на натуральное возмещение - далеко не во всех точках будут сервисы, которые отвечают всем требованиям. Таким образом, расчеты в деньгах будут продолжаться, заключил он.

Новый законопроект может увеличить цену ОСАГО на 25%
© РИА Новости