Кольская опорная зона будет развиваться за счет семи кластеров Мурманской области
МУРМАНСК, 10 марта. /Корр. ТАСС Илья Виноградов/. Кольская опорная зона, формирование которой является пилотным проектом в российской Арктике, будет базироваться на семи отраслевых и межотраслевых кластерах. Как сообщила корреспонденту ТАСС министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова, развитию опорной зоны будут способствовать экономико-географические особенности региона. "Преимущества Мурманской области, способствующие созданию здесь на основе семи кластеров опорной арктической зоны, сочетают выгодное географическое положение и наличие запасов полезных ископаемых с относительно развитой транспортной, энергетической, промышленной, научной и образовательной инфраструктурой", - сказала министр. Опоры для Арктики Принцип развития Арктики с помощью опорных зон был озвучен летом минувшего года. Такой подход предусмотрен проектом федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации". Планируется, что опорные зоны будут формироваться как комплексные проекты - все мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Арктической зоны, будут взаимоувязаны друг с другом на всех этапах. Новый подход стал альтернативой ранее рассматривавшемуся отраслевому принципу, который предусматривал объединение проектов по отраслям экономики на федеральном уровне. Региональный принцип, по мнению разработчиков закона, более эффективен. Мурманская область благодаря своим особенностям была названа пилотным регионом, где будет создаваться опорная арктическая зона. Для ее развития в Мурманске был создан межведомственный проектный офис. В его состав вошли представители федеральных и региональных ведомств, областных предприятий и научно-экспертные организации. Он взял на себя функцию координатора работы по развитию опорной зоны. Кольская опорная зона предусматривает реализацию более 30 масштабных инвестпроектов. По отраслевому принципу они объединены в 7 кластеров - транспортно-логистический, морехозяйственный сервисный, нефтегазохимический, горно-химический и металлургический, рыбохозяйственный, туристско-рекреационный, научно-образовательный. Развитие первых двух из них непосредственно завязано на арктических проектах, деятельность остальных сможет косвенно способствовать освоению Арктики, но должна напрямую повлиять на социально- экономическое развитие региона. Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС Анатолий Глушков, президент северной Торгово-промышленной палаты, данное деление на кластеры полностью соответствует структуре экономики области. "Направленность кластеров охватывают практически все предприятия, действующие или планируемые к созданию в регионе", - сказал он. Трассы свяжут в узел Одним из центральных и наиболее важных для развития Арктики проектов Кольской опорной зоны является создаваемый Мурманский транспортный узел. Он предусматривает появление на базе морского порта Мурманск действующего круглогодично глубоководного морского центра по переработке наливных и навалочных грузов, в том числе для снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы Севморпути. Узел позволит интегрировать порт Мурманска в международные транспортные коридоры и будет способствовать развитию инфраструктуры и производственных мощностей для сервисного обслуживания мореплавания по трассам Северного морского пути. Как сообщили ТАСС в региональном Минтрансе, в рамках проекта создания Мурманского транспортного узла уже завершена реконструкция пирса дальних линий, что позволяет принимать крупные океанские лайнеры, и модернизация морского вокзала Мурманска. Также он предполагает прокладку железнодорожной ветки длиной 46 км к порту на западном берегу Кольского залива к угольному терминалу, строительство в Кольском заливе нефтеперегрузочного комплекса общего пользования для замещения вывоза за рубеж сырой нефти нефтепродуктами с более высокой добавленной стоимостью, а также возведение контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива для транзитных перевозок грузов по Северному морскому пути. "Реконструкция действующих и создание новых объектов портовой инфраструктуры приведет к увеличению пропускной способности порта и обеспечит рост грузооборота к 2025 году до 70 млн тонн в год", - сообщили в министерстве. Арктику поддержат базы и верфи Непосредственно на освоение континентального шельфа России в Арктике и обеспечение безопасности мореплавания на Северном морском пути направлено создание морехозяйственного сервисного кластера Кольской опорной зоны. Ключевыми проектами кластера, направленными на обеспечение освоения углеводородных запасов континентального шельфа России в Арктике, является инициативы "Роснефти" и "Новатэка". Проектом "Новатэка" предусмотрено создание центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в селе Белокаменка Мурманской области. Работа проходит в рамках проекта "Арктик СПГ-2" по освоению месторождений Гыдана. Крупнотоннажная верфь позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить объемы работы местных предприятий. В прошлом году был завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещен центр. В нынешнем году инвестор планирует пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство. "Роснефть" в Мурманской области ведет подготовительные работы к строительству опорной базы берегового обеспечения шельфовых проектов в Арктической зоне с созданием нефтесервисных производств и сервисного обслуживания кораблей и судов, осуществляющих плавание в акватории Северного морского пути. Для этого из закрытой территории Североморска выведен и присоединен к Мурманску поселок Росляково. Создание базы планируется на мощностях 82-го судоремонтного завода. Также в перспективе планируется модернизация и увеличение мощностей действующих судоремонтных предприятий с созданием нового современного докового производства для поддержания судов Северного флота и торгового флота. Преференции для инвестиций Как отметили в региональном правительстве, важное условие для эффективного развития Кольской опорной зоны - устранение инфраструктурных и институциональных ограничений, создание условий для комплексного устойчивого социально-экономического развития региона. Речь в первую очередь идет о предоставлении полномочий властям и преференций инвесторам. Так, крайне важным для региона остается вопрос особого порядка ценообразования на электрическую энергию. Мурманская область - энергоизбыточный регион, и установление приемлемых тарифов на электроэнергию может способствовать развитию многих промышленных предприятий региона, а также эффективной реализации ряда новых проектов. Соответствующее предложение уже направлено разработчикам закона об Арктической зоне РФ. Второй мерой поддержки может стать распространение на регион режима "свободного порта", действующего в настоящее время на Дальнем Востоке. Это создаст условия для интеграции Мурманского транспортного узла в международные транспортные коридоры и для развития транснациональных маршрутов. Что касается муниципалитетов и районов Мурманской области, для них актуальным вопросом является присвоение статуса территории опережающего развития. На днях такое решение было принято правительством РФ по моногороду Кировск Мурманской области. Это поможет формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для населения. Статус предусматривает налоговые и ряд других преференций инвесторам. Эти и ряд других мер могут ускорить реализацию проектов в рамках Кольской опорной зоны. "Создание условий для опережающего развития позволит достичь высокого уровня конкурентоспособности региона за счет перехода экономики на новую технологическую базу, структурной диверсификации экономики и интенсификации международного сотрудничества", - сообщила министр экономического развития. Промышленности нужна господдержка Помимо налоговых и других преференций, промышленным предприятиям региона и инвесторам нужна также поддержка государства. Как сказал корреспонденту ТАСС Анатолий Глушков, глава региональной Торгово-промышленной палаты, предусмотренное проектом закона "Об арктической зоне" введение особых режимов для бизнеса должно быть только первым шагом в развитии экономики. "Пока еще нет решения, какие именно преференции будут утверждены, но в любом случае это плюс, это уже движение. Три десятка проектов, предложенных на получение преференций, - это якорные, наиболее важные для региона, но в дальнейшем должна быть государственная поддержка как новых инвестпроектов, так и уже действующих компаний", - сказал глава организации. Глушков также отметил необходимость распространять опыт создания территорий опережающего развития. Помимо Кировска, где этот статус уже утвержден, его могли бы получить моногорода Мончегорск и Ковдор.