Войти в почту

Создатель агрессивной "Среды"

Как Александр Цекало стал успешным продюсером Основанная шоуменом Александром Цекало продюсерская компания первой в России сумела продать телегиганту Netflix аж шесть сериалов. Успеху способствовала дружба с Константином Эрнстом, но еще больше -- своевременный уход от него. ИЛЬЯ НОСЫРЕВ В конце февраля продюсерская компания "Среда" сообщила новость, знаковую для всей российской киноиндустрии: первой из отечественных компаний ей удалось продать свои сериалы крупнейшему в мире стриминговому сервису Netflix. И не какие-то никому не известные артхаусные проекты, а шесть вполне массовых сериалов, которые с успехом шли в эфире "Первого канала" начиная с 2014 года: "Мажор", "Метод", "Саранча", "Фарца", "Территория" и "Спарта". При этом сама "Среда" -- далеко не крупнейший производитель передач для телевидения: по объему премьерных часов она находится далеко за пределами первой десятки продюсерских компаний. Не раскрывая конкретных цифр, владелец "Среды" -- шоумен и продюсер Александр Цекало -- говорит, что цена, по которой Netflix приобрел каждый из шести сериалов, варьировалась от случая к случаю, но в целом была на уровне международного рынка. И хотя вряд ли эти цифры близки к $45 млн, которые телегигант когда-то потратил на все сезоны "Остаться в живых", или хотя бы к тем $12 млн, за которые он приобрел "Отчаянных домохозяек", сам Цекало рассматривает победу как результат верно сделанного выбора между качеством и экономией. "В любом случае мы только начали. Или, как я иногда говорю, мы еще песком не бросались!" -- заявил Цекало "Деньгам". Молодость "Первого" Снимаемые "Средой" сериалы без преувеличения отличаются от обычного продукта российских продакшен-компаний. И не только качеством, но и бизнес-моделью. Большинство компаний, снимающих сериалы для ТВ, после кризиса пошли по пути сокращения издержек -- вслед за заказчиками-каналами. Например, предпочитают "безразмерные" вертикальные сериалы многосерийным фильмам, поскольку в производстве одна серия вертикального сериала на 15-20% дешевле. Памятуя о том, что позволить себе костюмированные драмы могут лишь два крупнейших канала -- "Первый" и "Россия-1", компании зациклились на ситкомах и эпических битвах между ментами и бандитами. Благо рука набита: серия "Ментовских войн", что идут по НТВ, обходится не дороже 8-10 млн руб., а на эпизод ситкомов вроде "Ворониных" СТС тратит менее 5 млн, поскольку Good Story Media снимает их в трех стенах и за полторы смены (актеры трудятся в течение 12 часов). Цена сериалов уровня "Мажора" или "Метода" существенно выше -- начинается от 10-15 млн руб. за серию. Если учесть жанр и затраты, продукция "Среды" фактически предназначена для одного потребителя -- "Первого канала". Кроме него, ни одному каналу такие продукты не по карману: они дороги, при этом для прайм-тайма не годятся -- слишком интеллектуальные. Собственно, только "Первый канал" их и покупал. Сотрудничество Цекало с Константином Эрнстом длится вот уже десять лет: в 2006 году руководитель "Первого" принялся переманивать Цекало с СТС, где тот работал исполнительным продюсером развлекательных программ. Зависть Эрнста вызывали успехи главы "СТС Медиа" Александра Роднянского, сумевшего вырастить среднюю доля канала до 10,6%, а ядро аудитории омолодить до 25-39 лет. В то время около половины аудитории "Первого" составляли люди, чей возраст перевалил за 55, и Эрнст возлагал серьезные надежды на одного из лучших членов команды Роднянского, запустившего на СТС ряд рейтинговых передач для молодежи. Как говорит источник "Денег" на "Первом канале", Цекало обладал ценным для телепродюсера качеством -- насмотренностью: он хорошо разбирался в западных форматах шоу и понимал, какие из них можно адаптировать для России. После крупной ссоры между двумя Александрами (Роднянский не простил Цекало шоу "Две звезды", которое тот начал вести на "Первом канале", не закончив отношений с СТС) Цекало перешел на "Первый", где возглавил дирекцию спецпроектов. Придуманное им шоу "Большая разница" шло на канале пять лет, обеспечивая субботним вечерним эфирам долю около 20%. А вот сам Цекало на канале не задержался -- спустя год, в июле 2008-го, он решил заняться собственными проектами. Парадокс, однако, заключается в том, что, уйдя с "Первого", Цекало вот уже девять лет связан с ним неразрывными деловыми узами и по-прежнему служит инструментом воплощения той самой мечты Эрнста о племени младом, незнакомом, которое должно полюбить их канал. Горький хлеб Уйти с влиятельного "Первого канала" в зыбкие реалии самостоятельного бизнеса для Цекало было шагом логичным: все-таки большую часть жизни, за исключением шести лет -- с 2002-го по 2008-й, он работал сам на себя: сначала кабаре-дуэт "Академия", затем продюсирование мюзиклов (включая трагический "Норд-Ост"). С таким разнообразном опытом за плечами первые сложности в кинобизнесе его тоже не испугали. Так, продюсерская компания Цекало "Органик филмз" выпустила только два успешных проекта -- "О чем говорят мужчины" и "О чем еще говорят мужчины" -- и в прошлом году была закрыта. Более успешной оказалась созданная в 2008-м Цекало и его партнером Русланом Сорокиным (бывшим продюсером дирекции спецпроектов "Первого") продюсерская компания "Среда". Поначалу компания работала по трем направлениям -- выпускала фильмы, сериалы и развлекательные шоу для крупнейших ТВ-каналов. Однако с кинофильмами вскоре пришлось завязать: собравшая $5,2 млн "Zолушка" с Кристиной Асмус в роли провинциальной девчушки не окупила затрат, а выпущенная к Олимпиаде в Сочи комедия "В спорте только девушки" дала незначительную прибыль (сборы чуть более $8 млн при бюджете $4 млн). Ударом по компании стало закрытие в связи с утратой зрительского интереса "Большой разницы", вплоть до 2013 года дававшей "Среде" основную часть доходов. Кроме того, "Среду" стали донимать кредиторы, среди которых был Фонд кино, выделивший 30 млн руб. на съемки фильма "Волшебник" и вознамерившийся взыскать долг через суд. Есть и еще с десяток не самых прибыльных компаний, в которых Цекало выступает совладельцем. При "Среде" организовано одноименное актерское агентство, которое пока не приносит больших прибылей. Еще хуже обстоят дела у "Среды и Ко" (ее совладельцем выступает режиссер "Брестской крепости" Александр Котт), убытки которой в 2015 году составили 11 млн руб., что, вероятно, связано с затянувшимся выходом в прокат фильма "День до" с бюджетом около 90 млн руб. Цекало тяготы собственного бизнеса выносит стоически, а вот его партнер Сорокин в кризисном 2014-м покинул компанию, предпочтя рискам собственного бизнеса работу исполнительным продюсером "СТС Медиа". Билетик на ночной сеанс Сделавшись единственным владельцем "Среды", Цекало решил сконцентрироваться на производстве сериалов. Сам он объясняет это решение творческими мотивами: "Мне стало скучно заниматься только развлекательными программами. Мне интереснее снимать многосерийные фильмы с хорошей драматургией. Безусловно, и рост качества мировых сериалов подействовал, как хороший пример того, как надо и как можно делать сериалы". Опытный телепродюсер учел и изменившуюся конъюнктуру рынка телеконтента -- сериалы превратились в главный якорь, удерживающий телевидение на плаву. В 2015 году совокупная стоимость телепремьер, транслируемых на семи самых популярных российских каналах: "Первый", "Россия-1", НТВ, ТНТ, СТС, "Пятый канал", РЕН-ТВ, составила 40,3 млрд руб. И почти половину этой суммы (48,2%, или 19,4 млрд руб.) составили траты каналов на сериалы (по данным KVG Research). Нишу на этом рынке Цекало начал искать еще до кризиса. Запросы каналов заметно поменялись за годы его самостоятельного плавания. Если в середине 2000-х около 70% сериалов снимались в жанрах мелодрамы и комедии, сейчас они занимают куда более скромные доли -- 18% и 9% соответственно. Зато существенно выросла доля драмы (18%) и детектива (16%). За эти жанры "Среда" и взялась, причем основательно. Цекало привычно начал с адаптаций. В ноябре 2012 года на "Первом" вышла "Обратная сторона Луны" -- детективно-мистическая история о полицейском, путешествующем во времени. Адаптация, впрочем, была необычной: "Среда" стала первой компанией, которой канал BBC доверил приспособить под российского зрителя свой сериал (оригиналом был "Life on Mars"). Представители британской компании сперва пришли в ужас, узнав, что продюсер собирается творчески переосмыслить их продукт: вместо путешествия в прошлое Цекало отправил своего героя в альтернативный СССР. Но продюсеру удалось убедить BBC. Сериал с успехом прошел на "Первом", и "Среда" принялась снимать новые проекты уже по собственным сюжетам. Все сериалы "Среды" шли на "Первом" поздним вечером или совсем уже в ночном эфире, но с хорошими рейтингами: например, в 2014 году "Мажор" оказался на четвертом месте среди всех ТВ-сериалов с долей 10,1%. Дружба с Эрнстом продолжает давать плоды. Обновленный "Прожекторперисхилтон" с этого года будет делать "Среда", а не "Красный квадрат". Но дружба дружбой, а качество сериалов не так давно получило независимое подтверждение. Вита Рамм, член Гильдии киноведов и кинокритиков России, считает, что "Цекало вырос в серьезного продюсера, и эта сделка свидетельствует о качестве каждого проекта". Если переговоры по "Мажору", проданному Netflix еще в октябре прошлого года, шли через посредника -- шведскую компанию Eccho Rights, то по другим сериалам Цекало общался с телегигантом напрямую. Успешный должник Конечно, покупка Netflix шести российских сериалов не совсем уникальное событие. Например, прошедшую на СТС "Кухню" еще в 2013 году купил для адаптации мировой лидер ситкомов CBS Studios International ("Теория Большого взрыва", "Как я встретил вашу маму"). А годом позже Fox Television Studios купила снятый для ТНТ мистический триллер "Моими глазами". И все же действительно ярких примеров мало -- в основном российские сериалы для показа и адаптации покупают не слишком известные каналы по всему миру. Почему этот успех выпал именно на долю "Среды"? "Наиболее просты для восприятия сериалы, которые увлекательно рассказывают понятную историю без слишком большого числа бытовых черт, которые зарубежному зрителю покажутся экзотикой",-- говорит директор Музея кино Лариса Солоницына. Этому требованию большинство сериалов "Среды" и впрямь соответствуют. На фоне этих радостных для всей российской киноиндустрии новостей продолжает смущать разве что упомянутая нестабильность финансового положения компании. По данным Kartoteka.ru, в 2014 году чистая прибыль "Среды" составила 8,5 млн руб., в 2015-м -- 6,4 млн. И в том же году за компанией продолжала числиться кредиторская задолженность в 97 млн руб. По трети от этого долга "Среде" удалось договориться с Фондом кино. Согласно мировому соглашению, компания вернула 30 млн руб. плюс 220 тыс. руб. набежавших процентов. Но понять реальное положение бизнеса Цекало довольно трудно: по данным той же Kartoteka.ru, продюсер является совладельцем восьми других компаний, занятых в кинобизнесе. Сам же продюсер о своих финансовых делах не распространяется.

Создатель агрессивной "Среды"
© Коммерсантъ-Деньги