Аудиторов ставят на рейтинги

PwC поможет НРА попасть в реестр ЦБ Как стало известно "Ъ", Национальное рейтинговое агентство (НРА) привлекло PwC к работе над рейтинговыми методологиями. НРА не смогло получить аккредитацию ЦБ и попасть в реестр, в связи с чем его национальные рейтинги в регулятивных целях сейчас не признаются. Но партнерство с PwC может изменить ситуацию. Сотрудничество рейтинговых агентств и аудиторов, пока не получившее широкого распространения ни в России, ни в мире, в глазах экспертов выглядит полезным для статистической оценки кредитных рейтингов и дефолтов, а также построения скоринговых моделей. О том, что НРА воспользовалось услугами одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний -- PricewaterhouseCoopers (PwC) -- при разработке рейтинговых методологий, "Ъ" сообщили источники на финансовом рынке. По словам собеседников "Ъ", агентство сообщило своим партнерам о начале сотрудничества с PwC в конце января. В НРА и PwC эту информацию не комментируют. С 13 января в России заработала часть положений закона о рейтинговых агентствах 223-ФЗ -- присваивать рейтинги по национальной шкале (которые учитываются в регулятивных целях) могут только агентства, попавшие в реестр Банка России. Сейчас при ЦБ аккредитованы лишь АКРА и "Эксперт РА". НРА подавало заявку в конце 2016 года, однако получило отказ. В пресс-релизе агентства от 28 декабря 2016 года говорилось, что оно планирует повторно обратиться в ЦБ в начале 2017 года. Логично предположить, что PwC призвана помочь НРА попасть в реестр. По оценкам экспертов, знакомых с расценками "большой четверки", стоимость услуг PwC могла составить от $500 тыс. и выше. Привлечение сторонних компаний для работы над рейтинговыми методологиями до сих пор не распространено ни в России, ни за рубежом, указывает экс-сотрудник агентства "Русрейтинг" доцент ВШЭ Антон Табах. "Методология -- это коммерческая информация, которую обычно не раскрывают",-- отмечает он. Гендиректор АКРА Екатерина Трофимова сообщила, что агентство разрабатывает все свои методологии без привлечения сторонних компаний. Однако, по ее словам, в период разработки методологий принимаются комментарии от всех участников рынка, в среднем около 50% учитываются в итоговом варианте. В "Эксперт РА" отказались от комментариев. Среди аудиторов возникли опасения, что такое сотрудничество может привести к конфликту интересов. "Аудиторы часто оказывают консультационные услуги будущим клиентам рейтинговых агентств перед получением ими кредитных рейтингов",-- поясняет один из собеседников "Ъ". В то же время источник "Ъ", знакомый с особенностями международного рынка рейтинговых услуг, отмечает, что сейчас можно наблюдать постепенное изменение ситуации. "В Европе появилось множество новых национальных агентств, учрежденных в целях создания конкуренции "большой тройке" (S&P, Moody`s и Fitch.-- "Ъ"). Регуляторы стали даже приветствовать привлечение сторонних консалтинговых компаний к разработке методологий в целях повышения уровня экспертизы",-- поясняет он. По словам заместителя главы "Финэкспертизы" Натальи Борзовой, аудиторы обладают комплексом наработанных критериев оценки бизнесов, позволяющих прогнозировать их дальнейшую судьбу, и эта экспертиза может быть востребована в рейтинговой отрасли. "Я знаю, что к работе с математическими моделями агентства часто привлекают специалистов, пришедших из аудиторских компаний",-- добавляет она. Вице-президент ФБК Алексей Терехов уверен, что консультации крупных аудиторов рейтинговым агентствам могут быть полезны с точки зрения использования статистики кредитных рейтингов и дефолтов. "Современный подход основан на будущих денежных потоках. Именно такой метод используется в 9-м стандарте отчетности (МСФО IFRS 9, в России пока не является обязательным.-- "Ъ"). Возможно, "большая четверка" может этой практикой обладать",-- отмечает он. Сами компании "большой четверки" (и не только они) при этом сейчас активно ищут новые способы заработка, отмечают представители аудиторского сообщества. "Рынок аудита в целом по России упал на $600 млн в течение года. Особенно сильно просел банковский сектор",-- говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, приход аудиторов в рейтинговую отрасль вполне объясним -- сейчас они берутся за любую работу. Мария Сарычева

Аудиторов ставят на рейтинги
© Коммерсант