Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Кураторы из ЦБ оценят стратегии банков

Реформа надзора за банками выходит на новый уровень. Персональные кураторы кредитных организаций, которые есть во всех крупнейших банках, получат больше полномочий и станут оценивать жизнеспособность бизнес-модели подопечных организаций. Об этом рассказал зампред . Для кредитных организаций это может означать ужесточение надзора и повышение рисков регуляторного воздействия, опасаются банкиры.

Кураторы из ЦБ оценят стратегии банков
Фото: ИзвестияИзвестия

Перемены в надзоре ЦБ за банками предполагают разделение труда между кураторами регулятора в кредитных организациях и службой анализа рисков, поэтому модель компетенций представителей ЦБ существенным образом поменяется. Представителям ЦБ придется глубже вникать в деятельность поднадзорных финансовых организаций. Как рассказал «Известиям» заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, уже в этом году кураторы станут оценивать все основные аспекты деятельности своих подопечных, в том числе долгосрочную стратегию и планы.

Видео дня

— Оценка кураторами бизнес-модели банков в надзорных целях будет применяться уже в течение этого года. Анализ рисков активов и трансакций делается не куратором, как раньше, а службой оценки рисков. Куратор должен будет оценить процедуры управления рисками, достаточность капитала, а также бизнес-модель, — сказал Василий Поздышев.

Сейчас куратор банка — это работник ЦБ, в обязанности которого входит надзор за одной или несколькими кредитными организациями «на месте». Полномочиями персонального «менеджера» по большей части предусмотрен анализ кредитных рисков банка.

Указание Банка России 2005-У «Об оценке экономического положения банков» содержит множество методик оценки деятельности кредитных организаций. В документе прописаны критерии отнесения каждого банка к пяти категориям качества исходя из его экономического положения. Оценка общего экономического положения кредитной организации производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия со стороны регулятора.

Зампред ЦБ считает, что изучение системы принятия решений в кредитной организации — это один из основных элементов надзора.

— Куратор должен уметь это делать не только по формальным признакам, но и по содержательным, оценивая и систему управления рисками, и систему внутреннего аудита, — пояснила она грядущую реформу в надзоре. — Расширение полномочий кураторов нацелено на более комплексную оценку качества управления в кредитной организации.

Кроме того, добавил Василий Поздышев, куратор сможет предлагать сотрудникам центрального аппарата ЦБ меры надзорного реагирования на ту или иную ситуацию в банке.

Новые компетенции кураторов, по сути, означают ужесточение банковского надзора, уверен предправления (входит в топ-200 по России) . Но закручивание гаек, хоть и постепенно, ведется постоянно и эта тенденция сохранится в будущем, считает он.

— Здесь вопрос только в том, достаточно ли высококвалифицированных специалистов среди кураторов для того, чтобы проводить такие сложные оценки, — сказал Алексей Скородумов.

С ним соглашается крупный банкир, пожелавший остаться неназванным. Расширение полномочий предполагает не только новые права кураторов, например, на получение еще больше информации, чем сейчас, но и обязанность качественно управлять этими сведениями.

— Сейчас кураторы ЦБ — это в основном молодые люди с небольшим опытом работы, поэтому у меня возникают сомнения по поводу того, как будет дальше строиться наше взаимодействие с ними с учетом нововведения, — сказал собеседник «Известий».

По его словам, кураторы уже сейчас анализируют не только кредитные риски, принятые банками, но, по сути, и стратегию развития кредитной организации. Кроме того, добавил банкир, неясно, как будут сочетаться новые полномочия кураторов с работой службы анализа рисков ЦБ. Ее сотрудники проводят выездные проверки предметов залога, например недвижимости, таким образом выявляя нарушения банками оценок стоимости заложенного имущества.

— Получается, что кураторы и сотрудники службы будут во многом дублировать функционал друг друга, но подходы к нему будут разные. Из-за этого повышаются риски обнаружения проблем там, где их на самом деле нет, — посетовал банкир. — Это чревато незаслуженным регулятивным воздействием.

Обычно в ЦБ применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов — предупредительные и принудительные. К последним могут относиться, например, требования о доначислении резервов на возможные потери или об ограничении темпов прироста частных вкладов. Меры могут быть как одного типа, так и сразу двух. Выбор мер воздействия Центробанк осуществляет самостоятельно.