Войти в почту

Нижний Новгород реформирует систему муниципальных закупок Администрация Нижнего Новгорода лоббирует централизацию муниципальных закупок через единую систему, опираясь на опыт других городов-миллионников. По мнению властей, инициатива позволит повысить прозрачность торгов, ускорить процедуру согласования документации и сэкономить бюджетные средства. Для этого в структуре мэрии планируется создать профильное подразделение или казенное учреждение. Новая модель проходит обсуждение в городской думе и может быть одобрена в апреле. О том, что администрация Нижнего Новгорода планирует реформировать систему муниципальных закупок, сообщила директор городского департамента экономического развития, предпринимательства и закупок Ирина Семашко. По ее словам, мэрия нацелена на централизацию системы по примеру других городов-миллионников — Санкт-Петербурга, Волгограда, Омска и Казани, где уже внедрены подобные схемы. «В ряде городов такими органами являются отдельные департаменты или управления, либо департаменты и управления с подведомственными учреждениями», — подчеркнула госпожа Семашко. При этом она уточнила, что в большинстве случаев полномочный орган наделен лишь функцией по определению поставщиков: проведение полного цикла закупки затруднительно из-за большого числа заказчиков и их специализации. По данным департамента, в Нижнем Новгороде работают свыше 600 муниципальных учреждений, которые ежегодно проводят около 2 тыс. процедур по закупкам на сумму порядка 6 ­млрд руб. Однако городские власти считают невозможным использовать схему полной централизации от планирования конкурсной документации до подписания контракта. Поэтому в администрации намерены создать отдельное управление в структуре администрации или муниципальное казенное учреждение, которое будет принимать заявки от заказчиков, централизованно заниматься подготовкой торгов и проводить их на электронных площадках. В функции нового ведомства войдет юридическое сопровождение закупок, разработка нормативно-правовых актов, сбор информации и анализ эффективности. Сами заказчики должны формировать технические задания и заключать контракты по итогам аукционов. «Они будут подавать заявку на проведение конкурса и техническое задание, а все остальные процедуры будут производиться уполномоченным органом», — сказала Ирина Семашко. Муниципальные предприятия продолжат проводить закупки самостоятельно как хозяйствующие субъекты. При этом АНО «Единый центр муниципального заказа» сохранит свой функционал и не будет задействован в новой модели (депутат Евгений Лазарев настаивал на том, что эту организацию надо будет сократить как дублирующую). В целом администрация Нижнего Новгорода видит определенные плюсы в своей инициативе: реформа позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, увеличить количество совместных торгов и сократить число закупок у единственного поставщика. Кроме того, в мэрии рассчитывают сократить сроки согласования конкурсной документации (сегодня процедура занимает около 10 дней), унифицировать формы конкурсных и отчетных документов и максимально использовать автоматизацию планирования и размещения муниципального заказа по аналогии с системой электронного бюджета. «Неоднократно поднимался вопрос о том, что сегодняшняя ситуация, когда дробятся закупки, когда каждая структура покупает все по отдельности, ведет к удорожанию процедур на порядок», — отметил председатель комиссии думы Нижнего Новгорода по экономике Дмитрий Барыкин. С ним согласился депутат и директор школы №91 Игорь Богданов. Он посетовал, что директора школ вынуждены брать на себя функции по закупкам в отсутствие профильных юристов. «Вопрос централизации сомнений не вызывает, особенно с учетом мнений бюджетных учреждений. Речь будет идти о совместных торгах, что позволит решить их проблемы. Второй момент — централизация исключит возможность покупки у единственного поставщика с завышенными ценами», — заявила заместитель главы администрации Ирина Кудрявцева. Добавим, что городская администрация и депутаты думы Нижнего Новгорода пока не пришли к единому мнению, создавать ли отдельное управление по закупкам в структуре мэрии либо МКУ. К соглашению по этому поводу стороны могут прийти в ­апреле. Владимир Зубарев

В торгах правды нет
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде