Давид Гайдт принял участие в технико-технологическом совете СвЖД

ЕКАТЕРИНБУРГ, 15 марта. Результаты четырехлетней эксплуатации газотурбовозов на полигоне Свердловской железной дороги (филиале ОАО "РЖД"), вкупе с более низкой по сравнению с дизельным топливом стоимостью природного газа свидетельствуют об экономической привлекательности проекта. Об этом сообщили в службе по связям с общественностью и СМИ ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" (ГТЕ) по итогам выездного заседания технико-технологического совета (ТТС) СвЖД. "Мероприятие в Сургуте было посвящено вопросам снижения себестоимости грузоперевозок, оптимизации перевозочного процесса, улучшения экологической ситуации за счет эксплуатации в северных регионах УрФО локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ)", - сказано в сообщении. Участники заседания подтвердили, что результаты, полученные в ходе четырехлетней эксплуатации газотурбовозов на полигоне СвЖД, вкупе с более низкой по сравнению с дизельным топливом стоимостью природного газа свидетельствуют об экономической привлекательности проекта. "Внедрению СПГ на железнодорожном транспорте сегодня препятствует ряд факторов. В частности, отсутствие серийных газомоторных локомотивов и соответствующей инфраструктуры. Между тем, на СвЖД проходит подконтрольная эксплуатация трех отечественных газотурбовозов, заправку которых осуществляет ГТЕ. А в качестве одного из наиболее перспективных полигонов для использования газотурбовозов рассматривается неэлектрифицированный участок СвЖД "Коротчаево - Сургут - Войновка", - сказано в сообщении. По мнению Гайдта, принятые на ТТС решения позволят активизировать процесс более широкого применения СПГ как на железнодорожном, так и на других видах транспорта. "В 2005 году по нашей инициативе и по инициативе СвЖД было подписано трехстороннее соглашение между РЖД, Газпромом и Свердловской областью, - напомнил Гайдт. - Первый результат мы получили в 2013 году: запустили первый образец техники, произвели дебютную заправку. И за неполные четыре года наработан опыт, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и строить планы". Председательствовал на ТТС начальник СвЖД Алексей Миронов, участвовали заместитель полпреда президента РФ в УрФО Александр Моисеев, представители ОАО "РЖД", федеральных, а также региональных органов власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, научных организаций, машиностроительных и энергетических холдингов. Первый магистральный газотурбовоз ГТ1h-001 эксплуатируется на СвЖД на базе локомотивного депо Егоршино с 2013 года. Здесь же проходили испытания второго, усовершенствованного образца - ГТ1h-002. Также на станции Егоршино успешно работает маневровый газотепловоз ТЭМ19. Газотурбовоз ГТ1h-002 ранее успешно прошел сертификационные испытания на базе научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) в подмосковной Коломне и получил сертификат соответствия. Серийное производство таких машин планируется развернуть на мощностях Людиновского тепловозостроительного завода (входит в холдинг "Синара-Транспортные Машины"). Свердловская магистраль выбрана в качестве полигона для работы газомоторных локомотивов по ряду причин. Под Екатеринбургом построен комплекс по производству СПГ со специальным пунктом для заправки подвижного состава. Также на дороге имеются достаточно протяженные неэлектрифицированные участки различного профиля, подходящие для эксплуатации газотурбовозов. Применение СПГ в качестве дешевого и экологически чистого топлива для локомотивов - одно из перспективных направлений реализации энергетической стратегии РЖД, отмечают в службе. Технология позволяет снизить затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива и добиться снижения себестоимости перевозок грузов. Также в 2-2,5 раза снизится выброс вредных веществ в атмосферу. Технология уральской "дочки" Газпрома Производство малотоннажного сжиженного природного газа на ГРС-4 Екатеринбурга - уникальная инновационная технология, разработанная и внедренная в компании "Газпром трансгаз Екатеринбург" (ГТЕ, дочернее общество ПАО "Газпром"). Технология, разработанная уральскими специалистами впервые в мире, снижает стоимость конечного продукта в 4 раза за счет охлаждения метана при его расширении. "Нигде такая технология не используется - газ везде сжижают традиционно, используя значительную электроэнергию извне", - отметил в интервью ТАСС Давид Гайдт. Давление газа в магистральных трубопроводах - 50-70 атмосфер, по городу он раздается под давлением 8-12 атмосфер. На всех стадиях снижения давления газ расширяется и охлаждается до очень низких температур. До сих пор этот холод никак не использовали, и он попросту "охлаждал атмосферу". "Главное преимущество СПГ, полученного по новой технологии - стоимость. Он в четыре раза дешевле произведенного обычным способом. Мы были в самых разных газодобывающих странах мира. Нигде такая технология не используется - газ везде сжижают традиционно, используя значительную электроэнергию извне", - отметил Гайдт. Реализация технологии именно в "Газпроме" стала возможной потому, что в составе корпорации - единая система от 250 тысяч км магистральных трубопроводов до конфорки в каждой квартире. Число газораспределительных станций, где можно использовать эту технологию, в России более двух тысяч. Крупных ГРС, где можно строить большие заводы производительностью до 100 тонн в час, в стране около 500. Сейчас специалисты "Газпрома" ведут работу по распространению технологии по России.