Персональная безответственность

Туроператоры выездного туризма минимизируют отчисления К 15 апреля туроператоры должны отчитаться о своих доходах и пополнить фонд персональной ответственности до предписанной планки – 1 % от общей годовой цены турпродукта. Уже в январе было ясно, что количество желающих иметь статус поставщика по выездному туризму будет сокращаться. И это – только начало. Скинулись по 300 тысяч По состоянию на 21 февраля фонд персональной ответственности собрал почти 191 млн руб. То есть 584 туроператора выездного туризма внесли в среднем по 330 тыс. руб. на каждого – стоимость подержанной иномарки не самого престижного бренда или, скажем, трёх проданных путёвок в Таиланд на двоих. Дело в том, что большинство поставщиков отделались суммой в 100 тыс., разрешённой для новых юрлиц или для тех, кто не успел в январе оформить отчётность по продаже турпродукта за предыдущий год. Минимальный взнос ещё более анекдотичный – 903 руб. Туристическая подушка безопасности выглядит жиденько. Предполагается, что к 15 апреля она пополнится – туроператоры должны будут отчитаться о своих доходах и донести в соответствии с ними в новый фонд персональной ответственности ту сумму денег, которой не хватает им до 1 % общей цены турпродукта (оборота туроператора за предыдущий год). Директор «Турпомощи» Александр Осауленко объясняет столь незначительные накопления фонда переходным периодом. Туроператоры ещё не успели сформировать балансы. «Допустим, компания, которая заплатила 903 рубля, была создана в декабре. В этом месяце они продали одну недорогую путёвку и с этой суммы по закону внесли взнос. Но они же будут продавать, соответственно, количество реализованного продукта будет расти. В этом случае по закону они должны будут в течение 15 дней по истечении каждого квартала скорректировать свои отчисления, естественно, в большую сторону», – отмечает он. Однако, по мнению экспертов, расчёт взноса полностью остаётся на совести самих компаний, поэтому-то мы и видим сейчас такие необнадёживающие результаты. «Как посчитают, так и представят. Но если при проверке откроется занижение, то будут неприятные последствия», – считает учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Насколько велика вероятность наступления «неприятных последствий» – пока неясно. Это будет зависеть как от Ростуризма, возможности которого вникать в отчётность каждой отдельной компании ограничены, так и от внешних факторов. Например, если кто-то из туроператоров будет вынужден остановить деятельность и выяснится, что в его фонде персональной ответственности вместо денег – дырка от бублика, последствия действительно будут серьёзными для всех. Скандал вокруг обиженных туристов, не получивших компенсаций, быстро раздуют на телевидении. Как результат – проверки, обвинения, новые драконовские поправки в закон, перекрывающие кислород туроператорам. Предметно о том, как фонд персональной ответственности защитит туриста в случае возникновения проблем у туроператора, можно судить, только сопоставляя его видимые масштабы деятельности и размер взноса каждой компании. Пока же таких данных в открытом доступе нет. На вопрос корреспондента «ГЛ» о величине самого крупного платежа в «Турпомощи» ответили – чуть меньше 40 млн руб. Имя героя – компания «Интурист». «Да, мы внесли именно эту сумму, – подтвердил директор по продажам Сергей Толчин. – Мы надеемся, что все участники будут серьёзно к этому относиться, вести себя в этом плане порядочно и не прибегать к махинациям по минимизации отчислений». Однако не все так оптимистичны. По закону туроператоры вправе внести в фонд сразу 7 % своего оборота – через год это позволит обойтись без оформления фингарантий. На практике это не приведёт к значительному пополнению фонда персональной ответственности. Предположим, изначально фирма как новое юрлицо внесла в фонд только 100 тыс. руб. По прошествии года она покажет в отчётности, что по факту продала всего несколько туров на сумму в 200 тыс. 7 % от неё – это 14 тыс. руб. А это значит, что компания переплатила в фонд 86 тыс. и вправе потребовать назад эти деньги. «В итоге туроператор окажется «застрахован» на эти 14 тыс. руб., а на самом деле у него могут быть огромные объёмы. Защитили клиента?» – отмечают наблюдатели. Новые знакомые лица Туроператоров тоже понять можно. Если они произведут все выплаты, к которым их обязывает новая редакция закона, они рискуют разориться. «Сверхдоходы туроператоров – это всё сказки и миф. Доходность, маржинальность этого бизнеса – 2 %. Как из этих 2 % один заморозить?!» – задаёт логичный вопрос гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная. Бренд, который она представляет, поступил так – уменьшил количество юрлиц, состоявших в реестре туроператоров рынка. Сразу семь компаний, работающих под торговой маркой «Пегас Туристик», переориентировались с выездного на внутренний и въездной туризм, где государство предъявляет минимальные требования к финобеспечению. Ещё столько же юрлиц «Пегас Туристик» приостановили свою деятельность на рынке выездного туризма: ООО «Пегас Туристик МСК», ООО «Пегас Уфа», ООО «Пегас Казань», ООО «Пегас СПб», ООО «Пегас Самара», ООО «ПЕГАС» и ООО «ПЕГАС Екатеринбург». Напомним, несколько лет назад количество юрлиц «Пегас Туристик» доходило до 30. «Если раньше была необходимость чуть ли не в каждом городе иметь туроператора, работающего под нашим брендом, то сейчас многие процессы компании автоматизируются, оптимизируются и наши производственные процессы. Безусловно, возросла и финансовая нагрузка. Поэтому часть компаний ушла на внутренний рынок, часть планирует прекратить свою деятельность. Почему-то все говорят, что туроператоры тем самым «хитрят», «лукавят», «стараются избежать ответственности», но мало кто задаётся вопросом, в состоянии ли игроки на рынке работать в рамках этого закона. Мы делаем всё, что не противоречит закону. Это не лазейки, а уменьшение тяжёлого финансового бремени. Просто туроператоры пытаются выжить в этих условиях, хоть я и не люблю этого слова», – прокомментировала Анна Подгорная. Другой крупный туроператор – «Библио Глобус» в декабре прошлого года открыл новое юрлицо – ООО «Кристер», которое уже в этом году перечислило в фонд персональной ответственности необходимый платёж. Также на сайте поставщика значится вторая компания, занимающаяся выездным туризмом, – ООО «Туроператор Библио-Глобус». Однако в прошлом году оно не формировало турпродукта, но по-прежнему входит в реестр туроператоров. «Рынок структурируется под новые условия работы, всё меняется», – пояснили редакции HotLine.travel в компании «Библио Глобус». Напомним, в целях уменьшения финансовой нагрузки компания также резко сократила размеры комиссии турагентам, бронирующим туры у поставщика, что вызвало большой резонанс на рынке. Изменения и у ANEX Tour. Розница это сразу заметила: «С недавнего времени вместо «Эксклюзив Тревел» у них новое юрлицо – «Анекс Туризм Групп». По информации самого туроператора, фонды персональной ответственности для него наполнили два юрлица – ООО «Анекс Туризм Групп» и ООО «Анекс Магазин Регион». «Натали Турс» предлагает подписать договор со своим новым юрлицом – ООО «Панорама Тур». Перестановки произвели и другие туроператоры: известно, что «Турпомощь» покинули ООО «ТО Корал Тревел Центр» и ООО «Оператор выгодных туров САНМАР». Смешаться с толпой или инвестировать в бренд Эксперты уверены, что все эти перестановки и оптимизации – только начало грандиозных трансформаций на туристическом рынке. Впереди – ломка парадигмы классического туроперейтинга, которая напрямую связана с устаревшим понятием «турпродукт» и изменившимися требованиями к статусу туроператора. Заметим, нагрузка на поставщиков со временем будет ещё больше расти – впереди введение электронной путёвки, которая дополнительно ужесточит контроль государства за деятельностью и реальными оборотами участников туристического рынка. При этом не будем забывать – информационные технологии помогают поставщикам туруслуг вводить сервисы GDS, организовывать свои бизнес-процессы так, чтобы они как можно меньше походили на формирование турпродукта. Не исключено, что наиболее технологичные туроператоры в обозримом будущем перестанут существовать, превратившись в агрегаторов отдельных туристических услуг, поставляемых множеством отдельных юрлиц. Масштабы и скорость перехода в новые бизнес-ниши таких участников, очевидно, зависят от того рвения, с которым проверяющие органы отнесутся к проверке выполнения туроператорами их обязательств по наполнению фондов. В то же время существенное влияние на поведение туроператоров в новых обстоятельствах может сыграть и фактор конкуренции. Если правила будут едины для всех и компании, сформировавшие многомиллионные фонды, научатся использовать эту информацию как аргумент своей надёжности, не исключено, что они пойдут на такую инвестицию, пожертвовав значительными суммами ради усиления своих брендов в позиционной борьбе с конкурентами.