Эксперт: Узбекистан и Грузия движутся в сторону реформ

Через 25 лет после обретения независимости лишь немногие бывшие советские республики могут похвастаться успехами в создании рыночной экономики, к которой они вроде бы стремились с развала СССР. В частности, как свидетельствует доклад экспертного центра «Евразийское развитие», большинство государств Центральной Азии и Южного Кавказа остаются привлекательными лишь для очень крупного бизнеса. «МК» разобрался, что это означает для постсоветского пространства. Результатом исследования «Евразийского развития» стал рейтинг, составленный на основе инвестиционной привлекательности, макроэкономических показателей, транспортной доступности, качества программ экономического развития и политической стабильности в постсоветских республиках. Первое место занял Казастан, второе - Азербайджан, третье - Узбекистан, четвертое - Грузия, пятое - Киргизия, шестое — Армения, седьмое — Таджикистан, восьмое — Туркменистан. При этом прогноз на будущее почти для всех государств выглядит негативным. При этом на положительную динамику, по мнению авторов доклада, может рассчитывать только Узбекистан, а на относительную стабильность — Грузия. Остальным грозят либо политические катаклизмы, либо военные конфликты, либо коррупция и бюрократизм. Впрочем, руководитель «Евразийского развития, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин в интервью «МК» призвал не паниковать раньше времени: - Мы постарались проанализировать все аспекты, которые влияют на инвестиционную привлекательность. В частности, пример Грузии показывает, что даже при дефиците ресурсов и сложном географическом положении страна может провести реформы и стать достаточно конкурентоспособной с точки зрения инвестиционной привлекательности. В свою очередь, у Казахстана оказался негативный прогноз только потому, что страна еще не пережила процедуру транзита власти, как тот же Узбекистан, а во всем остальном республика является вполне привлекательной для ведения бизнеса. При определенном раскладе любая страна может создать вменяемые правила игры для предпринимателей, и те станут вкладывать в нее деньги. - Когда вы писали про страны Центральной Азии, вы везде указывали на особенности политических систем, которые можно назвать диктаторскими... Это ведет к серьезным препятствиям для поступления частных инвестиций. - Дело не в том, диктатура там или что-то другое. Мы рассматривали государства с точки зрения инвесторов. Прежде чем принять решение о выходе на рынок того или иного государства, бизнесмен будет сопоставлять комплекс факторов, в том числе, насколько прибыльным окажется его вклад. Тот же Казахстан является примером того, что при достаточно жестком политическом режиме страна может быть привлекательной для инвестиций. - Также вы писали, что главной проблемой Армении является ее низкая транспортная доступность. Значит ли это, что в обозримой перспективе Еревану не следует ожидать инвестиционного бума? - У жителей Армении относительно высокий уровень образования и есть хорошие традиции производства. В связи с этим главной проблемой Еревана является не отсутствие транспортной доступности и не риск возобновления войны с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, а практически полное отсутствие вменяемой программы развития. Например, Армения, Грузия и Азербайджан изначально находились в достаточно близких стартовых условиях, но сегодняшняя разница между ними колоссальна. Проблема заключается в том, что власти Еревана не могут предложить своей стране четкую программу действий, которая была бы обеспечена ресурсами. Армения является одним из лидеров по получению переводов из России и стран Запада, но все эти средства уходят на поддержание подсобного хозяйства и другие повседневные расходы. За 25 лет власти республики так и не смогли найти для себя достаточного количества инвесторов. - С точки зрения инвестиций, роль России на постсоветском пространстве будет постепенно увеличиваться или уменьшаться? - В среднем по палате говорить нельзя. Все зависит от того, как будут разворачиваться события в каждой из республик. Российские инвесторы в принципе являются точно такими же, как и все остальные, лишь с той оговоркой, что на постсоветском пространстве они все еще не сталкиваются с языковым барьером. Однако возникают сложности с защитой наших инвестиций. Например, одна из российских компаний выиграла конкурс на золотодобычу в Киргизии. Пройдя через все бюрократические инстанции, она так и не смогла начать работу, потому что против этого выступают местные жители и ряд политических партий, которые пытаются использовать их недовольство себе на пользу. - Складывается ощущение, что главным конкурентом России в Центральной Азии являет Китай, чьи экономические возможности гораздо больше. Значит ли это, что Пекин со временем вытеснит Москву из региона? - Здесь достаточно интересная ситуация, потому что Китай порой вкладывает свои деньги, невзирая на инвестиционные риски. Например, его вливания в Туркменистан носят больше долгосрочный политический характер. Пекин является одним из крупнейших инвесторов в транспортную и нефтегазодобывающую инфраструктуру. Это объясняется тем, что Китай таким образом обеспечивает свою энергетическую безопасность и создает условия для развития собственной территории, граничащей с республиками Центральной Азии. Вместе с тем китайцы ведут себя достаточно аккуратно и избегают прямой конкуренции с российскими инвесторами. Пока мы работаем в разных отраслях. - На Южном Кавказе свое экономическое влияние наращивает Турция, которая влияет на Грузию и Азербайджан. Получится ли у России перехватить инициативу в регионе? - Российские инвесторы и так являются главные игроками на грузинском рынке. В частности, бизнесменам из России принадлежит очень много крупных энергетических объектов. Проблема в том, что Грузия политически ориентирована на Запад, поэтому Тбилиси принижает значимость свой экономических контактов с Москвой, хотя по факту они носят стратегический характер. - Учитывая значимость России для постсоветского пространства, можно ли сказать, что Евразийский экономический союз будет становиться все более популярным? - На фоне проблем в российско-белорусских отношениях подобные прогнозы давать очень тяжело. Если Минск решит отказаться от подписания Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, мотивируя это отказом России выполнять заключенные ранее соглашения, то это станет серьезной угрозой для будущего организации. Но если мы посмотрим на динамику вхождения Киргизии в союз, то республика получила серьезные преимущества в статусе своих трудовых мигрантов в России по сравнению с выходцами из других стран Центральной Азии... Дать какой-то единый прогноз очень сложно, так как предстоит еще очень много работы по созданию единого экономического пространства. При успешной реализации этой идеи, Евразийский экономический союз станет привлекательным не только для его участников, но и для внешних инвесторов. - Насколько российский бизнес готов инвестировать в республики Центральной Азии и Южного Кавказа? Даже в условиях сложностей с инвестиционным климатом, те компании, которые заинтересованы в расширении своего влияния, все равно идут на постсоветское пространство. В частности, это касается телекоммуникационных, электроэнергетических, нефтяных и газовых компаний. Они достаточно крупные, чтобы находить поддержку своих проектов на политическом уровне. А вот российский средний и малый бизнес туда почти не идет. - В будущем эта тенденция может измениться? - Все будет зависеть от решений властей этих республик. Например, Казахстан собирается войти в тридцатку наиболее конкурентоспособных государств. Узбекистан тоже разворачивается в сторону реформ и видно, что новые власти пытаются изменить республику к лучшему... Если их программы будут давать результат, в том числе будет улучшаться социально-экономическая ситуация в этих странах, они станут примером для подражания остальных государств Центральной Азии. Вслед за этим туда потянутся все больше инвесторов. При этом изменения в странах постсоветского пространства давно назрели, и если власти не будут заниматься проведением реформ, в дальнейшем их положение будет только усугубляться.

Эксперт: Узбекистан и Грузия движутся в сторону реформ
© Московский Комсомолец