Опасные батарейки: что мешает утилизации
В федеральный закон об утилизации опасных отходов планируют внести до 40 поправок. Но пока процесс уничтожения ядовитого мусора толком не налажен, закон фактически бездействует. Ежегодно в России на свалки попадает до миллиарда ядовитых батареек. Когда в столице появится собственный завод по их утилизации, и будет ли этот бизнес прибыльным? - Когда мы первый год начали заниматься сбором батареек, мы собрали шесть килограммов. Это было пять лет назад, а сегодня в экологических акциях в лицее 1793 участвуют все: школьники, родители, учителя, даже охранники. Такой сплоченной командой всего за несколько месяцев собрали почти 200 килограммов использованных батареек. - Просим их у соседей, знакомых, друзей, а потом приносим в школу и сдаем на утилизацию. Утилизировать такой объем оказалось не так просто — не смогли найти пункты приема. "Никто у нас эти батарейки бесплатно принять не хочет. Один килограмм — сто рублей, и если я сдаю 200 килограммов — соответственно, это будет 20 тысяч", — говорит учитель биологии лицея №1793 Татьяна Кавун. Ежегодно в России продается более миллиарда батареек, однако единой системы по их сбору и переработке до сих пор нет. Все это оказывается на свалке, нанося катастрофический урон окружающей среде. "Достаточно посмотреть на то, из чего состоит батарейка. На наших элементах написано — например, если это аккумуляторы, они содержат никель, кадмий, свинец", — говорит ведущий специалист эколого-просветительского центра "Воробьевы горы" ГПБУ "Мосприрода" Алексей Крылов. Над решением этой проблемы в Европе задумались уже давно. Утилизацией батареек там занимается не государство, а частные компании. Лидер в этой сфере — Бельгия: 23 тысячи пунктов приема. Перерабатываются более половины купленных источников энергии. Россия же сейчас пытается наверстывать упущенное. Так же, как и за границей, инициаторами выступили крупные торговые сети. Они первыми установили в своих магазинах и офисах контейнеры, куда можно бесплатно сдать батарейки. "Мужчина один раз приходил с большим пакетом, потому что он брал у соседа, ему принесли родственники. То есть, он пришел, уже заведомо зная, что стоит контейнер и он туда может эти батарейки убрать", — рассказывает старший продавец Людмила Бухвалова. Магазины и офисы — лишь посредники в утилизации батареек, они занимаются только сбором. Для обслуживания контейнеров предприниматели за свой счет нанимают специальные компании, которые, в свою очередь, отвечают за вывоз, транспортировку и переработку элементов питания. — Здравствуйте. Я по поводу сбора батареек, я знаю, у Вас коробочка заполнилась. — Да, конечно, проходите! Собранные батарейки упаковываются в герметичные емкости и отправляются на первый и пока единственный в России завод по утилизации — в Челябинск. На этом производстве из батареек добывают железо, графит, сульфат марганца и цинка. Все эти компоненты можно использовать вторично. Тем не менее, завод находится на грани окупаемости. Технология утилизации очень дорогая: 1 килограмм батареек — примерно 110 рублей. При этом продать вторсырье сложно. К примеру, переработанный цинк стоит в полтора раза дороже, чем первичный, из-за чего не пользуется спросом. Да и объемы добычи здесь очень малы: не хватает ресурсов — то есть, батареек. Все, что собирается в России за год, здесь перерабатывают всего за четыре дня. "Когда мы планировали линию, мы готовы были перерабатывать 15 тысяч тонн батареек в год. Сейчас, с учетом всех акций, всех активистов, всех торговых сетей, мы в лучшем случае в год собираем 200 — не тысяч, просто тонн", — говорит руководитель сервиса по сбору батареек Алёна Юзефович. Вся проблема в том, что не каждая компания возьмет на себя ответственность за сбор батареек. Это отходы второго класса опасности — требуется специальная лицензия. Получается, все школы, магазины и офисы, которые взяли на себя роль экоактивистов, рискуют получить штраф. Закон, конечно, постоянно дорабатывают. Так, с этого года производители батареек обязаны вкладываться в их утилизацию. Но пока мало кто понимает, как это сделать. "По этому закону предполагается разработать порядка 40 нормативно-правовых актов: система работы с отходами, тарифы, ценообразование, нахождение регионального оператора, разработка территориальных схем, разработка в соответствии с ними региональных программ", — говорит депутат Московской городской думы, председатель комиссии по экологической политике Зоя Зотова. Когда новые поправки вступят в силу, неизвестно. Но уже ясно: проблема действительно назрела и требует скорейшего решения. Первые шаги по созданию экологичной системы переработки батареек были за бизнесом. Теперь — очередь государства сделать это производство не только эффективным, но еще и прибыльным.