Города обделили бюджетным пирогом

Фото с ресурса user.vse42.ru Работая в прошлом году в Нижнем Новгороде, я узнал о наличии многолетнего тлеющего конфликта между областным центром и губернатором Шанцевым. Как объяснили нижегородские коллеги, корень конфликта лежит в межбюджетных отношениях. Придя в регион, Валерий Павлинович перераспределил налоги в пользу глубинки в ущерб региональной столице, с чего и начался процесс заметной невооружённым глазом деградации инфраструктуры и благоустройства Нижнего. У нас в области я таких историй не слышал. Может быть, у нас более справедливое распределение налогов? Или местные депутаты менее активны, чем их нижегородские коллеги, в отстаивании прав своих избирателей? Или тишь да гладь царит из-за того, что перекос в межбюджетных отношениях в ущерб городам в регионе-33 существует давно, а конфликты обычно рождают лишь изменения к худшему, а вот с чем-то плохим, существующим давно, люди свыкаются, как привыкли владимирцы к железной дороге в самом центре города на месте набережной? Изучение истории вопроса и законодательной базы приводит к выводу о верности второй и третьей гипотез. Выяснилось, что несправедливый для городов областного подчинения раздел бюджетного пирога существует ещё с очень глубоких виноградовских времён. Да и нашим депутатам, конечно, далеко до принципиальности нижегородских коллег в отстаивании интересов горожан. Открываем закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях» № 139-ОЗ от 10 октября 2005 года (в действующей редакции). Статья 5 указанного закона устанавливает нормативы налоговых отчислений в местные бюджеты. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачисляется в бюджеты муниципальных районов (Александровский, Кольчугинский, Петушинский и т. д., включающие, кстати, и города – районные центры) по нормативу 33%, городских округов (Владимир, Ковров, Муром и Гусь-Хрустальный) – 5%, сельских поселений (входят в состав районов, т. е. это плюсом к 33%) – 3%. Налоги по упрощённой системе налогообложения зачисляются в бюджеты муниципальных районов по нормативу 15%. В городские округа – ноль. Назвать такой раздел бюджетного пирога несправедливым – это очень мягко. Понятно, что налогооблагаемая база в крупных городах больше, чем в глубинке. Но, во-первых, в них и расходы на содержание и развитие инфраструктуры, благоустройство несопоставимо выше, чем в небольших населённых пунктах. А во-вторых, наши городские округа – не такие уж и крупные города (не миллионник Нижний Новгород), немногим больше, чем те же Александров или Кольчугино, имеющие многократно большую долю налогового пирога. А что же наши депутаты, представляющие избирателей городских округов в Заксобрании области? Максим Васенин, возглавляющий бюджетный комитет ЗС, считает такое распределение справедливым. Городские округа не обделены, говорит он. С ним согласен и Игорь Першин (Владимир). От него пока удалось получить лишь краткий комментарий, более развёрнутый Игорь Иванович постоянно переносит на более позднее время – теперь на понедельник, 20 марта (когда мы получим его, обязательно опубликуем). Алексей Русаковский, Анна Кочеляева (Владимир) и Игорь Лашманов (Муром) сходу ничего не смогли сказать по данному поводу. Русаковский и Лашманов перенесли разговор на более позднее время (в связи с занятостью либо неготовностью дать комментарий по этому вопросу). Качеляева просто перестала отвечать на звонки. Ирина Садовникова (Ковров) переадресовала вопрос к Васенину, которому она полностью доверяет и потому сама не вникает в детали бюджетного процесса. К Васенину-то мы, конечно, обратились в первую очередь, однако от представляющих городские округа депутатов-одномандатников хотелось узнать, как они борются за интересы своих избирателей, какие аргументы они приводят и с какими контраргументами сталкиваются, что мешает им добиться принятия изменений областного закона. Единственный депутат ЗС, который смог сходу ответить на наши вопросы, оказался представитель Коврова Вадим Захаров. Он признал наличие поднятой нами проблемы, согласен с тем, что существующий порядок раздела бюджетного пирога далёк от справедливости по отношению к городским округам. Вадим Борисович, по его словам, пытается изменить это соотношение, регулярно вступает в жаркие дискуссии с Васениным. Более того, Захаров выразил надежду, что к концу текущего года, т. е. при утверждении бюджета на 2018 год, удастся хотя бы в какой-то степени изменить нормативы отчислений налогов в пользу городских округов. Полностью уравнять нормативы вряд ли удастся, но хотя бы сократить существующий разрыв – реально, считает Захаров. Поддержат ли его коллеги – депутаты, представляющие городские округа? Это будет зависеть, в том числе, и от позиции общественности, средств массовой информации. «ТВ МИГ» будет следить за развитием событий.

Города обделили бюджетным пирогом
© ТВ-МИГ