Интернет-покупки вросли в жизнь россиян: какие опасности они таят?

Как сэкономить на покупках - по нынешним временам - это вопрос, который заботит миллиона людей в России. Падение уровня доходов неожиданно вызвало резкий рост интернет-торговли. Во-первых, потому что там дешевле. Во-вторых, потому что не надо самому ходить по магазинам - все доставят на дом. А тем более это важно в глубинке, где до больших магазинов часто надо добираться километров за пятьдесят. Раньше люди из поселков и деревень специально ездили в города закупаться по длинным спискам для всех соседей. Теперь и туда проникает интернет-торговля. Но тут мы сталкиваемся с обычным явлением - чем больше рынок, тем больше желающих на нем поживиться. Пусть в загонах для скота – еще лампочки Ильича, освещающие свиньям и овцам путь к корму, зато в руках владелицы хозяйства – чудо Джобсыча, выводящее на просторы интернета. "Интернет через модем, через телефон. Хороший интернет? В зависимости от погоды", - говорит она. . В поселок Субутак Агаповского района Челябинской области еще недавно автолавка раз в неделю приезжала, зато теперь – вышку сотовой связи здесь встретишь чаще, чем пугало на огороде. А значит курьеры Интернет-магазинов едут сюда все чаще и чаще, да еще и с товаром, который в городе и не увидишь. Елена Гурова приглашает в дом, и там продолжает удивлять: оказывается, через магазины в виртуальных сетях многодетная семья покупает почти все: от мебели до детской одежды. Интернет-калькуляция с настоящей крестьянской смекалкой. "В магазине вот такой 3 тысячи с лишним, а так взяли за 500-700 рублей, вот еще один такой же. На животных я не знаю, а вот на одежде и мебели – существенно сэкономили, процентов 50-70 точно", - говорит она, показывая обновки. Виктория из Ростова-на-Дону идет в магазин шаговой доступности исключительно по нашей просьбе. Мы хотим провести небольшой эксперимент и выяснить, действительно ли в Интернет-пространстве, причем именно в "продуктовом сегменте", покупать выгоднее. За продукты Виктория заплатила 539 рублей. Дома она садится за компьютер, и на уже привычном сайте с бесплатной доставкой, складывает в виртуальную корзину тот же набор продуктов. "Я посчитала, что могла бы сэкономить в пределах 150-200 рублей, купив буквально 7 наименований продуктов, вообще 200 рублей это нормальная разница, для домохозяек, для пенсионеров, если на каждой покупке по 200 рублей экономить, то получается нормальная сумма", - говорит она. Проход вдоль полок магазинов, причем не важно, что именно вы хотите купить: колбасу, за которой стояли в очередях десятилетиями и поколениями. Весь этот ежедневный "ритуал", ставший частью привычного жизненного уклада, в свете современных технологий – а в России по последним данным смартфонов больше, чем телевизоров -- вдруг получил альтернативу и мощного конкурента в виде Интернет-торговли. И объемы "потребительских корзин", уже перекочевавших из "оффлайна"(то есть из реальных магазинов) в онлайн-пространство – впечатляют. 920 миллиардов рублей потратили россияне в Интернете в 2016-ом году. По прогнозам – в году текущем – отнесут в интернет-кассы более триллиона, рынок виртуальной торговли растет в среднем на 25% ежегодно. Но все равно пока составляет всего 4 % от общего объёма покупательских трат. И в этих, казалось бы, «смешных» четырёх процентах эксперты видят гигантский потенциал онлайн-шоппинга. Ведь В пучину интернет-покупок с головой погружаются всё больше российских регионов. Так, в прошлом году на 68% вырос объем заказов пользователей из Северной Осетии, на 66% - из Ивановской области, на 65% из Мордовии, на 63% - приросло число интернет-покупателей из Тувы, Адыгеи и Якутии. Этот же показатель в "пресыщенных" Москве и Санкт-Петербурге повысился на 36% и 38%. Наш эксперт Николай Казанцев объясняет: в условиях падения покупательной способности и всеобщего стремления экономить Интернет-площадки готовы идти и вовсе на огромные уступки покупателю в виде скидок, акций, распродаж и так далее. "Они идут на это в такие тяжелые времена, чтобы сохранить бизнес, здесь речь уже и не идет о каких-то сверхприбылях, 200-300 % получать! Нет, сейчас речь идет о том, чтобы выживать", - заявил Интернет-маркетолог, эксперт в области SMM Николай Казанцев. В руках у Николая чек из интернет-магазина, где он покупал сантехнику к недавнему ремонту. Заходим на сайте "реальных" магазинов и торговых сетей, сравниваем и подсчитываем выгоду. Но особенно трепетно кликают наши граждане мышками зарубежные онлайн-площадки. Объем трансграничной торговли -- более 301,8 млрд рублей, рост на 37%. Зарубежные покупки составляют 33% от всего рынка онлайн-торговли. И, самое любопытное, 90 % зарубежных интернет-магазинов представляют Китай. Глава российского представительства самого популярного в мире китайского Интернет-магазина Марк Завадский встречает нас в московском офисе региональными новостями – статистика покупок на этом ресурсе говорит о расширении "внутрироссийской географии" покупателей. Причина – принятое в Интернете так называемое "Товар в Москве и товар в Воркуте, в Новом Уренгое, на Камчатке и во Владивостоке будет стоить одни и те же деньги. Для покупателя это killing-предложение, убийственное предложение, от которого нельзя отказаться", - говорит он. Не первый раз уже гремят скандалы: в российских Интернет-магазинах появляется одежда, которая ценами и ярлыками говорит об "эксклюзивности", но потом покупатели с удивлением отмечают, что их "эксклюзивные покупки" как две капли воды похожи на модели из китайского магазина. Последней в лучах сомнительно-скандальной славы довелось погреться "светской львице" Ольге Бузовой, открывшей было сеть магазинов под маркой своего имени, но потом быстро объявившей о закрытии проекта, к которому появилась масса вопросов: а не закупалась ли ее "дизайнерская одежда" у китайских онлайн-шопперов. Впрочем, что там китайская одежда – уже знакомую, интернет-покупательницу из уральской деревни Елену Гурову обманули при покупке…челябинской коровы. Да-да, она купила беременную буренку, перевела 5 тысяч рублей задатки и 10 тысяч за доставку, а продавец исчез, как контора "Рога и копыта" из книжной классики. Но еще больше поражают предварительные результаты расследования этого Интернет-мошенничества. А вот сразу около 30 камчатских торговцев цветами так и остались без прибыли к недавнему Женскому дню. Оплатили более ста тысяч рублей за заказ в обще сложности более пяти тысяч тюльпанов, в казалось бы, проверенном интернет-магазине. В итоге ни денег. ни цветов, ни праздника. Сплошные убытки и грозящие кредиторы. Чтобы избежать подобных Интернет-неожиданностей, эксперты советуют все же покупать в "отдельно стоящих" Интернет-магазинах, а на так называемых маркет-плейсах, своеобразных "Интернет-супермаркетах". И при первой же попытке обмана тут же писать жалобы и ставить в рейтингах продавцу жирные минусы. А Елена Гурова, несмотря на первый отрицательный опыт интернет-покупок все равно хочет купить корову. Вот, нашла объявление "Продам телок". В городе за такое могли бы и к ответственности привлечь, но в деревне другой "модельный ряд". Елене фотография телки понравилась, она начала новые переговоры. Надеется, что теперь товар доставят в срок и без повреждений. И эта доставка купленной через интернет коровы в глухую уральскую деревню будет означать только одно: онлайн-торговля в России не просто прижилась, но и пустила корни.